Теракт в «Крокус Сити Холле» поставил перед российским социумом и властью множество серьёзных вопросов. О необходимости вооружённой охраны в крупных торговых центрах, например. Или о культуре безопасности россиян. Но ещё больше вопросов стоит в сфере миграционной политики.
Число проблем там зашкаливает, а однозначных ответов – нет. Именно в силу сложности «темы».
Итак, Министерство труда и соцзащиты РФ после кровавой бойни 22 марта разработало ряд предложений по ужесточению по приёму трудовых мигрантов в России. Одна из главных мер – прикрепление гастарбайтера к конкретному работодателю или сфере.
В настоящее время мигрант может приехать и зарегистрироваться в одной «шарашке» за деньги, а работать совершенно в другой и даже в другом месте. Оформивший их работодатель часто бывает лишь коррупционным звеном для въезда в Россию.
Сейчас предлагается вроде как поставить «рогатки» подобной незаконной практике. Поправки Минтруда гласят о том, что разрешение на работу «иностранному специалисту» будет выдаваться только через так называемый «целевой организованный набор». За этим должен будет наблюдать специальное подразделение.
И если «гость» с южных рубежей бывшего СССР согласился быть уборщиком, то он должен будет работать только по этой специальности. Разрешение будет рассчитано только на два года. Такая мера должна пресечь перевоз в Россию семьи мигранта. Как многие знают, семьи у жителей мусульманских и просто южных стран весьма многочисленны.
Когда иностранец захочет уволиться, то он свободно может это сделать. Но в течение месяца он обязан будет либо покинуть Россию, либо найти новую работу через всё тот же целевой оргнабор. Гастарбайтеру будет вручаться бумага, в которой будет указано где и на каком предприятии он имеет право трудиться. Без такого документа его могут свободно депортировать из страны.
Для получения подобного разрешения на работу мигрант обязан будет сдать в миграционное подразделение полиции документы на знание русского языка, основ законодательства и истории РФ. А работодателю придётся за такого сотрудника заплатить авансом налог на доходы.
Для получения подобного разрешения на работу мигрант обязан будет сдать в миграционное подразделение полиции документы на знание русского языка, основ законодательства и истории РФ. А работодателю придётся за такого сотрудника заплатить авансом налог на доходы.
Ещё одна предлагаемая мера против бесчинств «гостей» России не связана с трудовой политикой. Люди с другими культурными нормами, оскорбляющие или унижающие словом, действием наших соотечественников, могут не только заплатить повышенный штраф.
Ранее за приставание в транспорте или на улице могли оштрафовать лишь на 1000 рублей. Теперь специальный законопроект предлагает увеличить такой штраф в пять раз, плюс для гастарбайтеров это дополнится нормой о выдворении из страны.
Что ж, меры озвучены, «товарищи высказали дельные предложения», как говорил один герой книг Анатолия Рыбакова. Меры назревшие, предложения реально дельные. Ну а теперь многоуважаемые читатели и пользователи, позвольте долю скепсиса.
Проблема нелегальной миграции, этнокриминала, связанного с миграцией из мусульманских стран бывшего СССР терроризма возникла не вчера. Отправной точкой юристы, силовики и этнополитологи считают 2008 год. Тогда был открыт безвизовый въезд в Россию для граждан стран Средней Азии.
Ныне, 16 лет спустя, мы сталкиваемся с последствиям такой ультралиберальной политики. Наше издание уже указывало на некоторые из них. В стране в высокий сезон каждого года находится от пяти до 10 млн мигрантов из инокультурных стран.
Давно сложились свои этнические «гетто» в крупных городах России, диаспоры со своими финансами и связями в политической элите – от федеральной до местной. Только жителей того же Таджикистана в стране то ли миллион, то ли больше. Разнятся данные из открытых источников. Плюс надо делать поправку на нелегалов, неучтённых нигде и никем.
Проблема миграции и контроля за ней осложняется, например, таким фактором. Самая большая граница России – с Казахстаном. Она огромная – 7598 км. Контролировать эффективно её мягко скажем, сложновато. И значительная часть мигрантов-нелегалов попадает в РФ именно так, «сухопутно», через лазейки или «прикормленные места». Об этом разве не знают в высоких кабинетах?
Второе. Если мигранта прикрепят к конкретному работодателю и роду занятий, это лишь повысит его «издержки» на обман контролирующих органов, но не искоренит саму проблему.
Третье. Когда введённые меры начнут действовать по-настоящему, то может вскрыться проблема и сегодня не дающая покоя работодателям любого «покроя и размера». Нехватка рабочих рук. Если мы ограничиваем въезд чужой и потенциально опасной рабсилы, надо искать свою.
Но – здесь мы возвращаемся к пункту в начале рассуждения – когда был открыт путь для трудовых мигрантов Средней Азии, в России прошла волна сокращений ССУЗов и ПТУ по рабочим специальностям. И это было сделано явно не случайно, а дабы «расчистить» будущие рабочие места для «дорогих гостей».
Теперь, чтобы даже эффективно ограничить приём рабочих из-за рубежа, нужно восстанавливать сеть тех самых средних профессиональных учебных заведений. А это задача не одного дня. О ней высказывались официальные лица разного ранга. Одним из последних «самых высоких», помнится был зампред правительства «по Дальнему Востоку» Юрий Трутнев.
Автору этих строк довелось в прошлом году столкнуться с последствием подобной «политики». Потребен был каменщик. Однако русские каменщики (я искал в конце мая) оказались «расфрахтованы» в моём регионе с марта и до конца сентября.
Пришлось обращаться в специальную фирму, которая возилась два месяца и в итоге нашла все того же престарелого таджика с «бригадиром»-армянином. Это – просто диагноз. Будут ли лечить такую «болезнь» — пока непонятно.
Ну и главное препятствие. Здесь сошлёмся на журналистку Анастасия Крашенинникову.
«В Россию беспрепятственно заезжают сотни тысяч мигрантов, на которых нет данных об их прошлых преступлениях. Возле всех миграционных центров можно купить сертификат о сдаче экзамена по русскому языку, левую регистрацию и прочее. Не для кого не секрет, этот бизнес ведется десятки лет», - написала она у себя в ТГ-канале.
Крашенинникова указывает также на то, что у силовиков с их кадровым дефицитом не хватает ни времени, ни сил проверять каждого мигранта. Хватит ли сейчас, когда введут ограничения Минтруда? Хочется верить.
Пока что Россия впрямь, за свою «доброту» (на самом деле это просто наш не до конца изжитый бардак) платит расширением зон криминала и коррупции. А в конечном счёте – жизнями наших сограждан. Безотносительно к тому, кто заказал кровавое «выступление» в «Крокусе».
Так что в завершение отметим. Меры Минтруда, безусловно назрели, они нужны. Но это только начало нити в распутывании сложного клубка проблем, связанных с инокультуной миграцией.
Мы не упомянули и роли мощнейшего строительного лобби, и странной «культуры» отдельных наших сограждан, за копейки прописывающих по пол-аула или пол-кишлака в своих квартирах.
А пока лишь выскажем надежду на то, что нынешние нововведения смогут столкнуть с места решение противоречий, копившихся десятилетиями.