Сегодня все больше людей получает доступ к интернету, учится им пользоваться и обращаться с электронным порталом госуслуг. Это значительно облегчает жизнь, ускоряет выдачу многих документов и оплату штрафов, позволяет сидя дома на диване записываться на прием к врачу, и многое другое. Помимо этого появляются технологичные региональные инициативы, также направленные на сокращение разрыва между человеком и органами власти и различными государственными институтами. Создаются новые возможности дистанционного образования и электронных средств оплаты, развивается телемедицина, разрабатываются онлайн-мониторинги движения.
В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70% (на 2017 год – не менее 60%).
Согласно данным Минкомсвязи среди лидеров в этой области можно выделить Республику Тыва, ХМАО, ЯНАО, Курскую и Тульскую области.
Указанное министерство даже рекомендовало регионам использовать опыт Тульской области для того, чтобы достичь максимального количества граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. По итогам 2017 года доля зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) граждан в Тульской области составила 71%.
Стоит отметить, что Тульская область также занимает третье место в рейтинге участников государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах федерального казначейства. «Обогнать» ее смогли лишь Саратовская и Смоленская области. Также регион вошел в десятку лидеров, согласно рейтингу регионов по развитию информационного общества в РФ за 2017 год.
Еще в 2106 году губернатор области Алексей Дюмин отметил, что «власть в регионе должна становиться более открытой, а люди – иметь больше возможностей участвовать в решении социально-значимых проблем и задач». Благодаря этому в области появился проект «Открытый регион», где люди оставляют сообщения о различного рода нарушениях и проблемах, которые нужно решить и таким образом, осуществляется функция обратной связи с исполнительной властью. Удобным и востребованным также оказался сервис смс-оповещения участников судебного процесса на судебных участках мировых судей. Только за прошлый год таким образом было проинформировано более 20 тысяч жителей региона. Система оповещения позволяет не только оперативно передавать информацию, но и значительно сократить трудозатраты аппарата мировых судей на информирование и сэкономить на услугах связи.
Серьезных успехов в этом направлении удалось добиться и Ямалу. Регион, наряду с Московской областью и Красноярским краем, назван среди лучших регионов по оказанию электронных государственных и муниципальных услуг. Такую оценку в ходе заседания коллегии Минсвязи в Москве дал министр Николай Никифоров. Коллегию проводил вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович. По итогам 2017 года доля ямальцев, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, достигла 86,1%.
Весьма любопытными функциями теперь могут воспользоваться жители Московской области. Электронные сервисы позволяют получить расписание движения подмосковных электричек, узнать местонахождение и режим работы любой из 35 специальных стоянок, куда отгоняют эвакуированные автомобили, отследить маршрут движения парковочных служб по специальной карте.
В Москве облегчат жизнь владельцам домашних животных: во второй половине 2018 года начнет действовать информационная база для владельцев домашних животных, с помощью которой можно будет найти потерявшегося питомца, посмотреть его электронную ветеринарную карту и даже выбрать ветеринарного специалиста по рейтингу.
Тюменская область заняла второе место в рейтинге регионов по развитию информационного общества по итогам прошлого года. Как пояснила глава регионального департамента информатизации Мария Рудзевич, активное развитие получили система электронного документооборота, информационный центр телефонного обслуживания правительства Тюменской области, система вызова экстренных служб по номеру «112» и видеонаблюдения «Безопасный город». Одним из самых успешных стал региональный сегмент единой государственной системы в сфере здравоохранения. В частности, удалось реализовать функционал электронной истории болезни. Следующим шагом стало внедрение электронной медицинской карты пациента. В областных клинических больницах № 1 и 2 обе системы интегрированы. Это позволяет врачам получать полную клиническую картину состояния здоровья пациента.
Власти Смоленской области в текущем году планируют внедрить информационную систему организации детского летнего отдыха, которая позволит подавать заявления на предоставление путевок в летние лагеря и оздоровительные учреждения в электронном виде.
Как сообщили в пресс-службе региональной администрации, на сегодняшний день путевки смолянам предоставляются в порядке «живой» очереди.
Челябинская область в апреле запустила в эксплуатацию собственный региональный портал государственных и муниципальных услуг. Как рассказал министр информационных технологий и связи Александр Козлов на аппаратном совещании с главами, регион в 2017 году занял шестое место среди субъектов РФ по количеству заявок на оказание региональных и муниципальных услуг в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Как пояснил экономический аналитик Артем Ермолаев, бурное развитие электронных технологий в регионах можно только приветствовать. «Надо констатировать, что прогресс прорвался даже в те сферы, которые многие россияне на протяжении десятилетий считали наиболее отсталыми в технологическом плане. Например, мы видим явное удобство при пользовании услугами ГИБДД или судебной системы. Важно и то, что в ряде регионов наблюдается собственная инициатива – власти на местах прилагают усилия к тому, чтобы повысить уровень «цифровизации» общества», - пояснил эксперт. Он также отметил, что уровень информационного развития региона на сегодняшний день является одной из главных характеристик: «Именно это дает понять, насколько тот или иной регион находится в тренде, готов ли он к вызовам времени».
По словам политолога, директора Центра общественных коммуникаций Андрея Шуклина, когда была презентована идея электронного правительства, возникло немало вопросов и сомнений, что это такое и зачем вообще нужно. «Все привыкли решать свои дела по старинке: составить документ, распечатать, затем прийти с ним в соответствующую инстанцию и подать специалисту. Однако в процессе постепенного вовлечения в спектр предоставляемых услуг эта концепция стала обретать все более и более реальные черты. Так, после оцифровки документации и ведения баз данных в электронном виде появилась возможность не стоять в душных очередях, а простым нажатием клавиши на компьютере заказать необходимую справку. Для получения справочной информации и разъяснений уже не нужно было штурмовать правительственные здания, которые до сих пор многими гражданами воспринимаются как один большой черный ящик, а изложить свой вопрос по электронной почте и получить исчерпывающий ответ. Даже в полицию теперь можно написать заявление, не выходя из дома, ведь налажена система адекватного и своевременного реагирования», - пояснил Шуклин.
Таким образом, повышение интернет-активности россиян должно сочетаться с последовательной работой властей в этом направлении. Ведь основная задача сегодня – сделать так, чтобы новые технологии повысили качество жизни граждан.