Например, вы знали, что фраза «Всё гениальное — просто» принадлежит Геббельсу? А слова «Ничего личного, просто бизнес» говорил не Аль-Капоне, а совсем другой гангстер? А выражение «Картина Репина «Приплыли»» вам знакомо? Наверняка да, однако в курсе ли вы, что у Ильи Репина нет такой картины?
В этом материале мы подобрали несколько известных цитат, авторами которых считают совершенно не тех людей. Некоторые примеры вас очень удивят.
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»
Эту фразу большинство впервые прочитало в учебнике истории. Её приписывают полководцу Александру Невскому — он якобы сказал это на Ледовом побоище. Слова действительно принадлежат Невскому, только не полководцу, а персонажу — цитата впервые прозвучала в фильме Сергея Эйзенштейна 1938 года. Фраза является изменённым вариантом выражения из Евангелия от Матфея: «Все, взявшие меч, мечом погибнут».
«Мавр сделал свое дело, мавр может уходить»
Самый известный литературный мавр, безусловно, — это Отелло. Именно ему и приписывают эти слова. В действительности автор фразы не Шекспир, а Фридрих Шиллер. Выражение появилось в его драме «Заговор Фиеско в Генуе», где герой-мавр стал инструментом в политической интриге.
«Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость»
Великие умы подарили потомкам много великолепных изречений, и выдающийся физик Альберт Эйнштейн — не исключение. Только вот конкретно эти слова учёный никогда не говорил. Настоящий автор фразы — писатель Харлан Эллисон.
«В России две беды: дураки и дороги»
Многие приписывают авторство этих слов Николаю Гоголю, реже — Карамзину и Салтыкову-Щедрину. Однако никто из литературных умов того времени ничего подобного не говорил. Фраза получила известность после одного из монологов Михаила Задорнова в конце 1980-х. Впрочем, путаница вполне логична, ведь полная цитата сатирика звучит так: «Николай Васильевич Гоголь писал: «В России есть две беды: дороги и дураки». Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день». Считается, что Задорнов специально сослался на писателя, чтобы проскочить советскую цензуру.
«Нет человека — нет проблемы»
В интернете, компьютерных играх и даже некоторых книгах фразу приписывают Иосифу Сталину (что, в целом, неудивительно), но на самом деле ее автор — советский писатель Анатолий Рыбаков. Он приписал эти слова советскому лидеру в своем романе «Дети Арбата». Именно там впервые появилось выражение «Смерть решает все проблемы. Нет человека — и нет проблемы».
В 1997 году Рыбаков официально признался, что фразу придумал сам.
«Смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика»
И вдогонку ещё одно, менее популярное изречение, которое якобы принадлежит Сталину. В действительности цитата литературная, и сформулировал её Эрих Мария Ремарк в своей книге «Чёрный обелиск».
«Не мы такие — жизнь такая»
Наверняка все слышали её в фильме «Бумер» Петра Буслова. Действительно, её говорит один из главных героев картины. Однако впервые она прозвучала за год до премьеры «Бумера», во втором сезоне российского телесериала «Крот».
«Цель оправдывает средства»
Автором фразы обычно называют Никколо Макиавелли. Он действительно формулировал похожие мысли, но конкретно эту цитату не высказывал. Предполагается, что выражение принадлежит либо древнеримскому поэту Овидию, либо английскому философу Томасу Гоббсу.
«Хьюстон, у нас проблема»
Знаменитейшая фраза, которую астронавт Джон Суайгерт сказал во время лунной космической миссии «Аполлон-13» в 1970 году. А сказал ли? В хронике связи с Центром Суайгерт произнёс «Houston, we’ve had a problem», что переводится как «Хьюстон, у нас БЫЛА проблема». Астронавт докладывал о поломке, которую удалось починить. Очень похоже, но не совсем то.
Настоящая известность к этой фразе пришла после художественного фильма «Аполлон-13» 1995 года с Томом Хэнксом в главной роди. Именно там она и прозвучала в том виде, в каком все её знают.
«И ты, Брут?»
Кто не знает последние слова Юлия Цезаря перед смертью от рук убийцы — Марка Юния Брута? Да все знают. А вот факт, что на деле цитата появилась в пьесе Шекспира «Юлий Цезарь», известен не каждому. Любопытно, что писатель закладывал в фразу совершенно иной смысл: «И ты, Брут» было сказано не с потрясением, а с утверждением: «Ты следующий».
«Иногда сигары – это просто сигары»
Первый психоаналитик Зигмунд Фрейд, разумеется, вполне мог бы такое сказать. Сразу понятен и контекст, в котором фраза должна работать. Но так вышло, что основатель психоанализа умер за десять лет до появления выражения, то есть физически не мог стать его автором.
Фото: из открытых источников