Приморье сдалось китайскому бизнесу?
Приморский курорт «Арсеньев» решил установить на своем склоне китайскую канатную дорогу. Производитель – китайская компания BMHRI, которая, узнав, что европейские производители канатных подъемников ушли из России, тут же стала пытаться занять эту нишу на российском рынке. Сейчас специалисты BMHRI завершают работы. Установлены опоры, верхние и нижние станции. Тестовый запуск дороги, как отмечают в правительстве Приморского края, ожидается в январе-феврале 2025 года. Причем российские специалисты, сотрудники курорта, будут еще и обучаться управлять этим подъемником, потому что подобных объектов в Приморском крае еще не было.
Курорт разместится на склоне сопки Обзорная, от города Арсеньев — несколько километров. Отдыхающих здесь будут ждать и трассы для катания на горных лыжах и сноубордах для райдеров, и тюбинговый склон. Курорт хотят сделать круглогодичным. Что касается канатного подъемника, то руководство проекта обещает, что туристы будут подниматься на вершину склона за 6 минут. Длина китайской канатки составит 1,5 километра.
«Может быть, причиной того, что Приморский край пригласил китайцев строить у себя канатную дорогу, стал тот факт, что здесь проходит граница РФ с КНР? Такая максимальная близость облегчает торговлю, хотя есть свои минусы — местные бизнесы берут то, что «под рукой», вместо того чтобы посмотреть на другие возможности, в том числе на отечественные предложения», - отмечает финансовый аналитик Сергей Рябинин.
Действительно, уже более 40 инвестпроектов реализуют в Приморье китайские компании – в том числе в сельском хозяйстве, лесоперерабатывающей промышленности, гостиничном бизнесе. Об этом сообщил губернатор Приморья Олег Кожемяко на II Российско-китайском форуме инвестиционного развития и торгового сотрудничества, который прошел в октябре в КНР.
Вероятность успеха – два к пяти
Но руководствовались ли организаторы горнолыжного курорта в Приморье вопросами надежности и безопасности канатной дороги из Китая, неизвестно. Китайский подъемник получил техническое согласование госэкспертизы. Однако ранее специалисты отмечали, что строгие российские ГОСТы китайские канатные дороги могут не пройти, потому что в КНР снижены стандарты по безопасности. А Минпромторг сейчас разрабатывает новые более жесткие ГОСТы для подъемного оборудования, которые могут оказаться вообще непроходимы для азиатских производителей.
Участники промышленной выставки «ИННОПРОМ», которая прошла этой осенью, замечали также, что Китай привык торопиться с обновлением модельного ряда своего оборудования, а это приводит к низкой технической готовности. Представитель группы «Синара» Антон Зубихин, в свою очередь, выступая на том же событии, сообщал, что стандарты производства КНР и РФ не совпадают. Он привел свои данные по качеству китайской продукции: «С Китаем работает формула 3/5: три единицы техники из пяти работают». Получается, вероятность успешной безаварийной эксплуатации китайского оборудования – в двух случаях из пяти.
Курорты страны предпочитают отечественное
Интересно, что подрядчик курорта «Арсеньев» — компания «Русспецинжениринг» — имеет неплохой опыт в возведении подобных сложнейших технических объектов. Эта компания работала и на курортах сочинского региона.
Тем более удивителен тот факт, что «Русспецинжениринг» решила работать с китайским производителем подобной техники. Ведь сочинские курорты, изучив предложения рынка и перспективы после уходы европейских брендов в 2022 году, склоняются к тому, чтобы налаживать сотрудничество с соотечественниками, с российскими производителями.
Анализ рынка там еще идет, из Краснодара специалисты даже ездили в Китай: представители компании САМСОН, которая тоже возводит на курортах сложные объекты, изучали, как работает завод BMHRI. Но практика Краснодарского края и других субъектов РФ показывает: предпочтение отдается отечественному. Например, пока Приморье ставит у себя китайскую продукцию, положительное заключение госэкспертизы получил проект российской канатной дороги, которую в 2025 году уже будут возводить на новом сочинском курорте «Турьев Хутор».
Это разработка отечественного производителя РУСЛЕТ: шестиместная кресельная канатная дорога с отцепляемым зажимом, в ней используются самые современные технологии. РУСЛЕТ делает сейчас канатные подъемники на своей площадке «Технополис-Москва», а в наступающем году откроет новый завод в Тверской области. Предприятие покроет запросы российских курортов в масштабах 15 подъемников в год, и это каждый раз индивидуальный проект.
Разработки российского производителя, начиная с запчастей и заканчивая установкой подъемников под ключ, привлекают и другие курорты: в Чеченской республике, в Северной Осетии, Карачаево-Черкессии, в Мурманской области. Возможности отечественных производств высоко оценивает и курорт Манжерок на Алтае. «Мы пошли путем реинжиниринга процессов и максимально локализовали заказ оборудования в России», - говорит Иван Морозов, председатель совета директоров этого курорта.
Что же касается курорта «Арсеньев», его выбор может привести к отказу от получения господдержки. Заметим, что решение о строительстве горнолыжного курорта в Приморском крае было принято в 2022 году, причем проект реализуют по решению президиума Правительственной комиссии по региональному развитию РФ, а от Минвостокразвития РФ проект получил президентскую субсидию. Стоимость этого самого крупного социального проекта на территории региона – 9,3 млрд рублей. Но, как уже ранее сообщал Минпромторг, льготы и субсидии сможет получать тот курорт, который покупает российское оборудование. А при покупке иностранных аналогов курорт лишается такой финансовой поддержки. Так что перспективы курорта с точки зрения государственных послаблений и финансовой помощи из бюджета в данной ситуации весьма туманны.
«Сейчас Китай решил тестировать на наших зимних дальневосточных дорогах новинки своего автопрома. Не получится ли, что и склоны Приморья, где сейчас решили ставить китайский подъемник, превратятся в место для экспериментов? — говорит Сергей Рябинин. —Но в подобном случае курорт берет на себя ответственность за риски, ведь у России нет практики использования подъемного оборудования из КНР. Остается дождаться практических результатов эксплуатации канатной дороги из Китая».