Главный финансовый документ «трёхлетки» является публичным. И, прежде чем утверждать, депутаты традиционно выносят его на общественные слушания.
Доходы областной казны на следующий год составляют почти 63 миллиарда рублей, расходы – более 65 миллиардов. Дефицит областного бюджета – почти 2,5 миллиарда рублей и не более 5,5% от всех налоговых и неналоговых доходов.
А вот основные характеристики областного бюджета на 2021-22 года:
- прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2021 – более 62,3 млрд, на 2022 - чуть более 64 млрд рублей, общий объем расходов областного бюджета на 2021 год – около 64,4 млрд, на 2022 – почти 65 млрд рублей. Дефицит областного бюджета на 2021 год запланирован на сумму чуть более 2 млрд, к 2022 году дефицит бюджета планируют снизить до суммы менее миллиарда - 800 миллионов рублей. Однако председатель профильного комитета Заксобрания Михаил Максюков напомнил, что на бездефицитный бюджет планировали выйти еще в 2021 году, и пока задача не выполняется.
Депутаты отмечают основными приоритетами при работе над бюджетом, остаются социальные обязательства перед гражданами (71% средств идет именно на социальную сферу). В этом году почти 100% субсидий распределены уже на этапе проработки бюджета, это делает возможным для муниципалитетов начать планомерную работу со своими бюджетами уже сейчас. Это значит, теперь власти на местах смогут спокойно спланировать, на что распределить эти деньги.
Кроме того, в проекте бюджета на 2020 и плановую трехлетку выделены значительные средства на реализацию нацпроектов, при этом собственная доходная часть областной казны, по словам председателя комитета по бюджетной и налоговой политике Михаила Максюкова, к сожалению, не очень велика:
- Несмотря на то, что много мер принимается, чтобы увеличить экономический потенциал области (предоставляются льготы для инвесторов, создаются условия для функционирования особых зон для увеличения инвестиций в регион, более десятка миллиардов ежегодно направляется на реальный сектор экономики, и в 20 году эта практика будет продолжена), рост валового регионального продукта по прогнозам на 1% в год – это точно не тот темп, который нужен нам всем и региону для динамичного развития, - поясняет мнение депутатов Максюков, - поэтому депутаты и участники публичных слушаний особо обращают внимание экономического блока администрации на эти цифры и ситуацию.
Положительным моментом бюджета 20 года будет перераспределение миллиарда рублей из областной казны в адрес муниципалитетов. Напомним, речь о перераспределении в пользу муниципалитетов транспортного налога, части налога, собираемого по «упрощенке», и взносов за негативное воздействие на окружающую среду. На это нацеливает регионы Владимир Путин и это, безусловно, повысит самостоятельность муниципалитетов, сделает бюджет «ближе к людям».
При этом объем некоторых дотаций для муниципалитетов сокращается.
- Чтобы позитивный тренд «близкого людям бюджета» не был омрачен тем, что фактически одной рукой муниципалитетам дают удочку в виде перераспределения налогов, а второй рукой отбирают у них рыбу в виде дотаций, депутаты и участники публичных слушаний рекомендуют областной администрации сохранить объем поддержки муниципалитетов на уровне 19 года, - поясняет Михаил Максюков.
Так, например, при перераспределении транспортных акцизов с учетом видов дорожного покрытия в некоторых муниципалитетах, где больше асфальтированных дорог, увеличили дорожные фонды, а для тех, у кого больше щебеночных или грунтовых дорог, эти показатели снизились. Здесь депутаты тоже рекомендуют областной власти сохранить за счет субсидий прежний уровень финансирования.
Отметили депутаты инициативу предоставления городу Владимиру средств для ремонта образовательных учреждений. Речь идет о тех ситуациях, когда школе или детсаду не нужен капитальный ремонт, а только, например, новые окна.
- Мы получаем обращения из других территорий (Судогодский район, Муром, Гусь-Хрустальный), о том, что не только Владимиру нужна такая помощь. Поэтому мы рекомендуем администрации рассмотреть возможность при наличии источников финансирования, разумеется, предусмотреть субсидии для муниципалитетов на ремонт детских садов и школ. Муниципальные бюджеты, совершенно очевидно, с этим в нужном объеме справиться не могут, - пояснил позицию депутатов ЗС Михаил Максюков.
Большую работу депутаты провели в области совершенствования работы с наказами избирателей. Благодаря недавно принятым изменениям в соответствующий закон, средства на выполнение наказов теперь в бюджете будут. Однако определить, на какой именно наказ сколько денег направят, непросто. Депутаты отмечают, что в проекте бюджета на 20 год, конкретно выделенных данных они не увидели. Поэтому рекомендуют администрации сделать отдельное приложение и прописать более детально, на какие из наказов избирателей предусмотрены бюджетные деньги.
Фото: Заксобрание Владимирской области