Проникновение в жильё для поимки преступников
Теперь сотрудники полиции смогут беспрепятственно проходить на земельные участки и территорию домовладений, а также в квартиры и дома, если это требуется для задержания преступников. Это распространяется как на случаи, когда полицейские преследуют подозреваемых, так и на ситуации, когда потерпевшие или очевидцы прямо указывают на преступников. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов смогут задерживать преступников с поличным на месте преступления, если это происходит на частной территории.
Досмотр граждан
Сейчас полицейские могут досматривать людей (включая личные вещи и транспорт) только при возможном наличии оружия, наркотиков и запрещенных веществ. После того, как закон вступит в силу, досмотр будет возможен, если сотрудники МВД будут полагать, что гражданин скрывает похищенные предметы.
По факту мало что поменяется, просто теперь у полицейских будет шире правовое поле.
Временное ограждение объектов
По сути, российская полиция сможет поступать, как американская: обозначать «доступными средствами, в том числе визуальными» (сюда входит и та самая полицейская лента) места преступлений, правонарушений и происшествий. Также в перечень входят места проведения публичных и массовых мероприятий и целые территории (а не только небольшие участки).
Осмотр транспортных средств
Формулировка выглядит так: «Сотрудники полиции вправе осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях». Чем это отличается от той действительности, которая существует прямо сейчас, не совсем понятно.
Вскрытие машин
Теперь сотрудники МВД смогут законно вскрывать транспортные средства, если потребуется спасти жизнь, обеспечить безопасность граждан при массовых беспорядках и ЧС, а также для предотвращения преступления или угрозы террористического акта. Это также распространяется на случаи, когда водитель очевидно нетрезв.
Конкретно этот пункт вызвал наибольшее волнение в среде автолюбителей, поэтому разберём его подробнее. В первую очередь, это не распространяется на дипломатические автомобили (из-за их экстерриториальности и неприкосновенности). Во-вторых, нужна конкретная причина из строгого перечня случаев.
Полицейский может вскрыть машину для спасения жизни и обеспечения безопасности, пресечения преступления, проверки сообщения о теракте, выяснения обстоятельств несчастного случая, задержания пьяного водителя, задержания подозреваемых или обвиняемых и поиска запрещенных вещей. Последний пункт, по сути даёт сотруднику карт-бланш на вскрытие любой машины. Тем не менее, официально у него должны быть основания для того, чтобы даже предположить о наличии в машине запрещённых веществ.
Если владельца нет поблизости, полицейские должны, во-первых, обеспечить безопасность машины (чтобы в неё не могли попасть посторонние), во-вторых, сообщить владельцу о вскрытии машины в течение суток. При формальных основаниях для вскрытия сотрудники не несут никакой ответственности за взломанный автомобиль.
Что ещё предлагали, но не получили одобрения
В изначальном проекте закона также предлагалось расширить основания для применения оружия. В частности, им можно было бы стрелять, если бы задерживаемый давал любые основания для угрозы нападения. Также в текст не вошло предложение не преследовать полицейских за их действия при выполнении служебных обязанностей и реализацией прав полиции. Что тут подразумевалось, тоже непонятно.
Мнения действующих сотрудников
Президент российской секции Международной полицейской ассоциации генерал-лейтенант Юрий Жданов рассказал «Российской газете», что все эти нормы продиктованы здравым смыслом. По его словам, без них ни один полицейский не сможет выполнить свою работу в экстремальных условиях. Однако сотрудники внутренних органов, которые не мелькают в медиапространстве, с ним не особо согласны.
«По сути, вообще ничего не изменится. Это поправки ради поправок для того, чтобы показать, что наша правовая система не стоит на месте. Любой сотрудник органов понимает, что единственное изменение — новая формулировка. Как ты не описывай или не трактуй досмотр граждан или проникновения в жилые помещения, суть и порядок из производства не изменится», — поделился полицейский из Краснодарского края Василий Рогов в беседе с корреспондентом RuNews24.
«Никаких очевидно новых полномочий не появилось. Единственная реально полезная поправка, которая могла бы пойти на пользу — это применение служебного оружия, но её не приняли. Сотрудники полиции часто оказываются в ситуации реальной опасности, но они не могут её пресечь, потому что юридический статус применения оружия работает против них самих. Вот что следовало решать, а не переформулировать то, что и так работает», — рассказал RuNews24 московский полицейский Антон Храпов.
Ещё один действующий сотрудник полиции, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что поправки — не больше, чем формальность.