Участники научного эксперимента в Швеции «обменялись телами»

Эксперимент рассказал, как телесные ощущения влияют на восприятие человеком своей личности.

Участники научного эксперимента в Швеции «обменялись телами»

В статье, опубликованной в журнале iScience, с результатами исследования, проведенного шведскими нейробиологами, рассказывается об эксперименте, в ходе которого удалось вызвать у людей иллюзию обмена телами.

В Каролинском институте группа ученых под руководством Павла Тациковского провела эксперимент с участием 66 пар людей. В каждой паре участники находились в дружеских отношениях между собой.

Находясь на кушетке с установленной над ней камерой, каждый из участников видел в очках виртуальной реальности либо свое тело, либо тело напарника, находящегося на соседней кушетке также с установленной камерой и в надетых очках.

Находящиеся рядом экспериментаторы либо одновременно, либо с задержкой прикасались к определенным участкам тела испытуемых. Затем экспериментаторы подносили к видимому участниками телу нож и наблюдали за проводимостью кожи испытуемых — которая возрастала, даже если тело, которое видел испытуемый, было телом напарника. Таким образом было установлено, что участники воспринимают видимое тело как свое.

При этом перед началом эксперимента каждый участник отвечал на 120 вопросов о личностных качествах своего напарника, а во время эксперимента участники рассказывали уже о собственных личностных чертах.

По словам исследователей, во время иллюзии обмена телами самовосприятие личности приближалось к тем характеристикам, которые до эксперимента были приписаны испытуемым своему напарнику.

Кроме того, этот результат сравнивался с результатом, когда иллюзия была неполной — то есть, когда либо участник видел в очках собственное тело, либо была задержка между фактическим прикосновением и его изображением в очках. Выяснилось, что во время неполной иллюзии снижается и степень отождествления себя с напарником.

Фото: Pawel Tacikowski, Marieke Weijs & Henrik Ehrsson / iScience