Главное сегодня

Новости дня

20 лет назад утонул «Мир»

Больше новостей в сюжете: Статьи

Сегодня практически каждый обыватель знает, что Россия имеет самый большой блок на Международной космической станции (МКС). И многие уже стали забывать, а некоторые и вовсе не знают, что до МКС на орбите «дежурила» другая (не менее знаменитая) космическая станция – «Мир». Она была затоплена ровно 20 лет назад – 23 марта 2001 года – и сегодня, в честь знаменательной даты, пришло время вспомнить о ней.

20 лет назад утонул «Мир»

История создания станции

Проект орбитальной станции «Мир» был заложен в 1976 году в ракетно-космической корпорации НПО «Энергия». Специалисты предложили разработать долговременные орбитальные станции, на которых могут жить люди. Первой орбитальной станцией в мире стала советская «Союз-1», которую запустили в космос в 1971 году, однако она являлась одномодульной, тогда как станция «Мир» – первая в истории многомодульная орбитальная станция.

Уже в феврале 1978 года начались работы по созданию уникальной станции. В частности, советские ученые создавали базовый блок, бортовое и научное оборудование. Проект мог быть запущен гораздо позднее, так как в 1984 году огромные средства и ресурсы были брошены на создание проекта «Буран» (орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы). Благодаря вмешательству секретаря ЦК КПСС Григория Романова (Героя Социалистического труда и кавалера пяти орденов Ленина) была поставлена задача по завершению проекта станции «Мир».

В создании орбитальной станции принимали участие 280 организаций и 20 министерств и ведомств. В качестве основы для «Мира» была выбрана станция «Салют», которую в будущем также использовали для строительства МКС. Работы по созданию станции «Мир» были завершены в 1986 году, и уже 20 февраля того же года произошел запуск на земную орбиту с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Протон-К».

Читайте также: Россия будет осваивать Луну в три этапа: с чего начнется путь человека к звездам

Состав станции «Мир»

В состав станции «Мир» входили:

• Базовый блок;
  • Целевые модули («Квант-1», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа»);
  • Стыковочный отсек.

Теперь по очереди. Базовый модуль предназначался для отдыха экипажа и обеспечения условий работы орбитальной станции. На борту станции могли одновременно находиться до шести человек. В базовом модуле также осуществлялись работы по:

• Управлению бортовой системой;
  • Снабжению электричеством;
  • Обеспечению радиосвязи;
  • Передаче телеметрической информации;
  • Передаче телевизионного изображения;
  • Приему командной информации;
  • Управления ориентацией;
  • Коррекции орбиты;
  • Обеспечению сближения и стыковки целевых модулей и транспортных кораблей;
  • Работы по поддержанию заданных параметров атмосферы жилого объёма и температурного режима конструкции и оборудования;
  • Обеспечению условий выхода космонавтов в открытый космос;
  • Проведению научных исследований с доставляемой аппаратурой.

Стартовая масса базового блока составляла 20,9 тысячи килограммов, длина по корпусу равнялась 13,13 метра, максимальный диаметр составлял 4,35 метра, объём герметичных отсеков – 90 метров в кубе, свободный объем – 76 кубических метров. В базовом блоке также были три герметичных отсека – переходный, рабочая и переходная камеры, а также негерметичный агрегатный отсек.

Испытательный модель «Квант-1» представляет собой устройство, внутри которого проводятся различные исследования. В первую очередь, ученые проводили работы в области внеатмосферной астрономии. Стартовая масса модуля равнялась 10 050 кг, длина по корпусу – 4,15 метра, а объем герметичного отсека составлял 40 кубических метров. В модуль входили герметичный лабораторный отсек с переходной камерой и негерметичный отсек научных приборов. Запуск модуля состоялся 31 марта 1987 года с космодрома Байконур при помощи ракеты «Протон-К».

«Квант-2» представляет собой модуль дооснащения, а предназначен он был для оснащения орбитальной станции оборудованием и научной аппаратурой, в том числе служил для выхода космонавтов в открытый космос. Стартовая масса – 19 565 килограммов, длина по корпусу – 12,4 метра, максимальный диаметр — 4,15 метра, объём герметичных отсеков — 59 кубических метров. В конструкцию модуля входили герметичные отсеки: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой специальный. Запуск «Кванта-2» осуществили 26 ноября 1989 года.

Модуль «Кристалл» предназначался для опытно-промышленного производства полупроводниковых материалов, очистки биологически активных веществ, из которых потом получали новые лекарства, выращивания кристаллов белков и гибридизации клеток, в том числе для астрофизических, геофизических и технологических экспериментов. Стартовая масса – 19 640 килограммов, длина по корпусу – 12,02 метра, максимальный диаметр – 4,15 метра, объем герметичных отсеков – 63 кубических метра. В модуль входили приборно-грузовой и приборно-стыковочный герметичные отсеки, запуск осуществили 31 мая 1990 года с того же космодрома и при помощи той же ракеты-носителя.

Оптический модуль «Спектр» использовался для изучения природных ресурсов Земли, верхних слоев атмосферы, собственной внешней атмосферы, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве, а также в верхних слоях атмосферы Земли, для изучения космического излучения, медико-биологических работ, в том числе для исследования поведения различных материалов в открытом космосе. Стартовая масса равнялась 18 807 килограммов, длина по корпусу — 14,44 метра, максимальный диаметр — 4,15 метра, объём герметичного отсека — 62 кубических метра. Конструкция состояла из приборно-грузового герметичного отсека, а также из негерметичных отсеков. Запуск осуществили 30 мая 1995 года.

На модуле «Природа» изучали поверхность и атмосферу Земли, влияние космического облучения на человека, наблюдали за изменением материалов в космосе, в том числе получали особо чистые лекарства в условиях невесомости. Стартовая масса – 19 340 килограммов, длина по корпусу — 11,55 метра, максимальный диаметр — 4,15 метра, объём герметичного отсека — 65 кубических метров. 23 апреля 1996 года данный модуль был запущен к станции.

Стыковочный отсек орбитальной станции использовался для обеспечения возможности стыковки МТКК Space Shuttle. Вместе с двумя солнечными батареями и узлами крепления масса равнялась 4 350 кг, длина по корпусу — 4,7 метра, максимальная длина — 5,1 метра, диаметр герметичного отсека — 2,2 метра, максимальная ширина— 4,9 метра, максимальная высота — 4,5 метра, объём герметичного отсека — 14,6 кубических метров. В конструкцию входил один герметичный отсек. Модуль доставили 12 ноября 1995 в ходе миссии STS-74 шаттлом «Атлантис», стыковка состоялась 15 ноября.

Транспортные корабли, летающие к «Миру»

К станции «Мир» регулярно отправлялись транспортные корабли для доставки провианта, воды и оборудования. Для доставки использовали корабли «Союз» и «Прогресс», а также одноразовые капсулы «Радуга».

К станции «Мир» летали корабли «Союз», «Союз-Т» и «Союз-ТМ». Корабли «Союз» использовались для доставки экипажей и полезных грузов. В 1986 году аппарат «Союз-Т» совершил всего один полет, тогда как «Союз-ТМ» в период с 1986 по 2000 год совершил 29 пилотируемых и один беспилотный полет к станции.

Также к станции летали корабли «Прогресс» трех модификаций: «Прогресс», «Прогресс М» и «Прогресс М1». Первый вариант корабля совершил 18 полетов к станции с 1986 по 1989 год, второй вариант – 43 полета с 1986 по 2000 год, третий – три полета с 2000 по 2001 год.

Баллистические капсулы «Радуга» являлись одноразовыми. Их использовали для отправки на Землю результатов полученных исследований. С 1990 по 1994 год со станции вернулись девять капсул, одна из которых так и не была найдена. Всего на Землю было доставлено более 500 килограммов материалов с результатами научных исследований.

Затопление станции «Мир»

Правительство России в январе 2001 года приняло решение затопить станцию «Мир». Причин для этого было много: аварии, выработка ресурсов, а также дорогостоящее обслуживание (порядка 200 миллионов долларов в год). В Иране предлагали продолжить финансирование полета станции, а в обмен российские ученые должны были готовить иранских космонавтов. Тегеран собирался использовать станцию в военных целях, ведь она имела как гражданское, так и военное назначение. Тут стоит упомянуть, что со станции «Мир» можно было фиксировать запуски крылатых ракет и передвижение космических аппаратов.

Читайте также: Жертвы по дороге к звездам: 7 крупнейших космических катастроф

Так или иначе, в России все же решили затопить станцию. Затопление произошло в три этапа:

• Снижение орбиты до 220 километров под воздействием тормозного импульса грузового корабля «Прогресс М1-5»;
  • Снижение станции на высоту 165 километров при помощи двух тормозных импульсов «Прогресса»;
  • Последнее торможение двигателей «Прогресса».

23 марта 2001 года уже в 5:39 UTC станция «Мир» начала разрушаться, спустя пять минут вошла в плотные слои атмосферы. Над территорией Фиджи станция снизилась до высоты 100 километров, где практически полностью разрушилась. Затопление произошло на кладбище космических кораблей, которое закрыто для судоходства.

На момент затопления общий вес станции «Мир» составлял 140 тонн, до воды долетело всего 12 тонн. На борту находились три новогодние елки, костюм Деда Мороза, коллекция фильмов, фотография Юрия Гагарина, электрогитара, кукла-космонавт Вакоша, а также библиотека, в которую входили сотни книг.

Итоги и выводы

Затоплена станция «Мир» была, в частности, из-за запуска Международной космической станции. Корабли, которые брали для обслуживания «Мира», были заимствованы у МКС, по которой у России были обязательства перед западными партнерами. На содержание станции не хватило бы всего бюджета «Роскосмоса» по состоянию на 2011 год, и генеральный директор Российского космического агентства и Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев отмечал, что принял правильное решение. Кроме того, на станции произошло несколько аварий и столкновений с ракетами-носителями, что говорило о недостаточной ее надежности.

Противники затопления станции «Мир» утверждали, что ресурсы не были выработаны и наполовину. В КПРФ сообщили, что выведение станции с орбиты и последующее затопление было сделано целенаправленно, так как «выполнялся указ из США». Критики уверены, что станция «Мир» являлась серьезным конкурентом для МКС, поэтому в Вашингтоне якобы не хотели, чтобы Россия являлась полноценным лидером в космосе.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в 2000 году провел закрытое заседание в Государственной думе, на котором вынес на рассмотрение проект «О функционировании орбитальной станции «Мир» в пилотируемом режиме». Целью проекта было сохранение 100 тысяч рабочих мест, утрата которых грозила кризисом в экономике и, как следствие, развитие социальной нестабильности. В Госдуме законопроект был принят, но правительство России все же постановило – «Мир» нужно затопить.

Советский опыт создания и запуска орбитальных станций позволил в будущем спроектировать и запустить МКС, которая эксплуатируется уже почти четверть века, и будет функционировать как минимум до 2024 года. Что нас ждет после 2024 года – неизвестно, но одно сказать можно точно: станция «Мир» являлась удачным проектом, который долгое время служил советскому и российскому народу, и благодаря полученному опыту отечественные ученые продолжают великое дело освоения космоса.

Читайте также: Россия участвует в лунной гонке. Кто первым достигнет плацдарма для покорения Вселенной

Подписывайтесь на наш ДЗЕН-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!

Подписывайтесь на наш Яндекс.ЭФИР! Там найдёте самые интересные видео!

Организации, запрещенные в России
«Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы) (другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»); «Лашкар-И-Тайба»; «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»); «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»); «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»); «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»); «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии); «Исламский джихад - Джамаат моджахедов»; «Аль-Каида в странах исламского Магриба»; «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»; «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО)»; Террористическое сообщество - структурное подразделение организации «Правый сектор» на территории Республики Крым; Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского»; «Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM» (Благословение от Аллаха милоственного и милосердного СИРИЯ); Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад»; Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия»; Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении; Общественное незарегистрированное объединение группа «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь»; Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов; Международное религиозное объединение «Нурджулар»; Общественное объединение Ахтубинское народное движение "К Богодержавию"; Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат»; Местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Таганрог»; Рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство»; Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»); Группа «Джамаат мувахидов»; «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая»; Приморская региональная правозащитная общественная организация «Союз славян»; Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра»; Местная организация города Краснодара – «Пит Буль» («Pit Bull»); Региональное общественное объединение "Национал-социалистическая рабочая партия России" ("НСРПР"); Межрегиональное общественное движение «Славянский союз»; Межрегиональное общественное объединение «Формат-18»; Религиозная группа «Благородный Орден Дьявола»; Межрегиональное общественное движение «Армия воли народа»; Местная общественная организация «Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца»; Межрегиональное общественное объединение «Духовно-Родовая Держава Русь»; Татарстанское региональное отделение общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство; Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины "Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов"; Межрегиональное объединение «Русский общенациональный союз»; Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции»; Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»); Общественное объединение (движение) «Омская организация общественного политического движения «Русское национальное единство»; Межрегиональное общественное объединение « Северное Братство»; Кировская региональная общественная организация «Клуб Болельщиков Футбольного Клуба «Динамо» Киров»; Религиозная группа «Файзрахманисты»; Местная религиозная организация «Мусульманская религиозная организация п. Боровский Тюменского района Тюменской области», зарегистрированная 15 сентября 2000 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области за основным государственным регистрационным номером 1027200003808; Община Коренного Русского народа Щелковского района Московской области; Украинская организация «Правый сектор»; Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА); Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» (название на русском языке «Мизантропик дивижн»), оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»); Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Биробиджане; Автономная некоммерческая организация патриотического воспитания молодежи «Рубеж Севера»; Организация футбольных болельщиков «ТОЙС» (иные наименования «T.O.Y.S», «The Opposition Young Supporters»); Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Набережночелнинское отделение Татарстанского Регионального Всетатарского Политического Общественного Движения (РЕВТАТПОД) - Всетатарского Общественного Центра (ВТОЦ) (НЧО ТОЦ); Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»; Общественное движение «Штольц», действующее под названием «Штольц Хабаровск», «Штольц Дальний Восток», «Штольц-Югент»; Православная религиозная группа «В честь иконы Божией Матери «Державная»; Общественное объединение футбольных болельщиков «Сектор 16» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (иные наименования: «С-16», «BugulmaUltras»; Региональный общественный фонд содействия национальному самоопределению народов Мира «Независимость»; Организация футбольных болельщиков «Фирма» футбольных фанатов «Поколение»; Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»; Общественное объединение «Курсом Правды и Единения» (другие названия: Российское общенародное движение «Курсом Правды и Единения», Всероссийская политическая партия «Курсом Правды и Единения», Политическая партия «Курсом Правды и Единения»); Религиозное объединение «Каракольская инициативная группа» (иные наименования «Ак-Дян», «JAҤЫ АЛТАЙ»-ДВИЖЕНИЕ», «Ак Jаҥ», «Алтай Jаҥ Ак Jаҥ», «Белая Вера», «Алтай Дян Ак Дян», «Алтайская вера Белая вера»); Общественное объединение футбольных болельщиков «Автоград Крю» (другие наименования: «Autograd Crew», «Kamaz Ultras», «Blue White Crew»); Межрегиональное общественное объединение «Союз Славянских Сил Руси» (другие наименования «Союз Советских Социалистических Республик», «СССР»); Религиозная группа «Алля-Аят»; Автономная некоммерческая организация «Благотворительный пансионат «Ак Умут» - «Светлая надежда»; Межрегиональное общественное объединение «Русская республика Русь»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.); Башкирская общественная организация «Башкорт».
СМИ, физлица и НКО, получившие статус иностранного агента в России