Главное сегодня

Новости дня

С возрастом люди действительно начинают ощущать время по-другому

Ученые выяснили, что за восприятие времени отвечают нейроны теменной коры. И повторяющиеся промежутки времени заставляют их менять чувствительность.

С возрастом люди действительно начинают ощущать время по-другому

Результаты исследования представлены в виде статьи в научном журнале The Journal of Neuroscience. Это работа Масамити Хаяси (Masamichi Hayashi) и Ричард Иври (Richard Ivry) — ученых из Калифорнийского университета.

Предметом изучения стала так называемая надкраевая извилина. Она находится в теменной доле мозга. В ходе экспериментов ученые с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) наблюдали за активностью мозга 18 добровольцев.

Добровольцам был предложен тест на различение временных промежутков. Этот тест был представлен участникам в трех вариантах: в первом участники сначала видели на экране серый круг — он был на экране от 350 до 650 миллисекунд — а затем слышали звуковой сигнал длительностью 500 миллисекунд.

Второй и третий варианты теста включали в себя фазу адаптации: круг появлялся 30 раз подряд, причем на фиксированные промежутки времени — 200 миллисекунд и 700 миллисекунд. Так ученые “настраивали” мозг на восприятие коротких и длинных стимулов соответственно.

Во всех трех вариантах теста добровольцы, когда слышали звуковой сигнал, должны были нажатием одной из двух кнопок отметить, какой из стимулов был длиннее — серый круг на экране или звук.

Действительно, оказалось, что после адаптации в мозге изменяется восприятие времени. Если проводилась адаптация короткими стимулами, последующие отрезки казались участникам длиннее, чем они были на самом деле. И наоборот — если проводилась адаптация к длинным стимулам, то в последующем зрительный сигнал воспринимался как более продолжительный, нежели слуховой.

Аппарат фМРТ показал сниженный ответ височной доли на короткие сигналы после адаптации к ним и точно так же произошло и с длинными сигналами. Изменение активности коррелировало с ошибками в оценке добровольцами длительности сигналов.

По-видимому, то же самое происходит с оценкой людьми минут часов, дней и т.д. — при многократном повторении фиксированных промежутков нейроны снижают свою реакцию на них и мы менее объективно начинаем оценивать их реальную продолжительность.