Из ядра Земли в течение миллиардов лет «утекало» тяжелое железо

Компьютерное моделирование и лабораторные эксперименты показали, что тяжелые изотопы железа способны мигрировать из земного ядра в мантию, а затем выбрасываться на поверхность с вулканической лавой.

Из ядра Земли в течение миллиардов лет «утекало» тяжелое железо

В научной статье, опубликованной в издании Nature Geoscience, команда профессора Университета Аархуса в Дании Чарльза Лешера (Charles Lesher) объяснила, почему в вулканической лаве присутствует намного больше тяжелых изотопов железа, чем в останках метеоритов, схожих по составу с мантией.

В лаборатории была смоделированы условия перехода между нижней мантией и внешним ядром, включая высокое давление – до 2 ГПа, и градиент температуры, которая в ядре существенно выше – до 2100-2300 кельвинов. Оказалось, что в такой системе более тяжелые атомы демонстрируют большую мобильность и мигрируют в область пониженной температуры и давления — и накапливаются там. За миллиарды лет этот процесс легко мог привести к насыщению мантийного вещества тяжелым железом.

Кроме этого, компьютерное моделирование показало, что тяжелые изотопы также могут подниматься на поверхность земли с вулканической лавой.

Фото: Depositphotos