Российские ученые объяснили принцип работы «грязных» сверхпроводников

Их существование противоречит классическим теориям сверхпроводимости.

Российские ученые объяснили принцип работы «грязных» сверхпроводников

Как пояснили авторы исследования, сверхпроводник и диэлектрик являются противоположными по свойствам состояниями. В «грязных» же сверхпроводниках они имеют необычное свойство переходить из одного состояния в другое.

Так называемые «очень грязные» сверхпроводники физики изучают уже более 25 лет, но полноценной теории, которая объясняла бы данную аномалию, до сих пор выдвинуто не было.

Установлено, что все сверхпроводники стремятся вытолкнуть наружу магнитное поле, если есть угроза контакта с ним. Если сила этого поля оказывается выше определенного значения, то сверхпроводник теряет свои свойства и становится «обычным» материалом. Этот феном получил название «эффекта Мейнсера» и долгое время считался универсальной особенностью сверхпроводников.

Однако открытие «грязных» проводников поставило ученых перед множеством вопросов, так как эффект Мейнсера внутри них работал по совершенно иному принципу.

Отметим, что под «грязными» сверхпроводниками понимают такие сверхпроводники, которые состоят из сплавов металлов с нарушенной кристаллической решеткой.

Недавно российские исследователи вместе со своими зарубежными коллегами провели эксперимент, в ходе которого наблюдали поведение «грязного» сверхпроводника в момент, когда магнитное поле достигало критической отметки.

В итоге ученые открыли зависимость между силой поля и тем, как много тока проходит через особые пленки из оксида индия, которые использовались для эксперимента (по свойствам схожи с «грязными» сверхпроводниками).

Установлено, что аномальные свойства подобного рода сверхпроводников объясняются таким явлением как вихри Абрикосова —  особыми магнитными «воронками» кольцевых электрических токов, разделяющих сверхпроводящие и «обычные» области вещества.

Российские исследователи отметили, что изменения в поведении этих воронок, наблюдаемые при повышении или снижении температуры, влияют и на «грязные» проводники, заставляя их вести себя непривычно для обычных сверхпроводников.

Фото: Depositphotos