Ученые назвали необычный фактор для увеличения продолжительности жизни

Ученые из США пришли к выводу, что оздоровительный эффект низкокалорийных диет вызван метаболическим эффектом, из-за которого снижается температура тела.

Ученые назвали необычный фактор для увеличения продолжительности жизни

Эксперты изучили влияние на здоровье и долголетие внутреннего температурного режима, сообщает журнал Science Signaling.

Отмечается, что у некоторых животных и человека снижение калорийности питания улучшает здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Нейробиолог Бруно Конти из Исследовательского института Скриппса в Калифорнии пришел к выводу, что потреблящие меньше пищи млекопитающие имеют более низкую температуру тела. Ученый считает, что этот фактор позволяет животным сохранить энергию до тех пор, пока еда снова не станет доступной, так как почти половина потребляемой пищи превращается в энергию для поддержания температуры тела.

"Есть веские научные доказательства того, что снижение температуры само по себе влияет на долголетие. Однако сложно разделить эффекты снижения температуры и ограничения калорий", — цитирует журнал слова Конти.

Тогда ученый и его коллеги провели эксперимент для оценки влияния каждого из этих двух факторов. Они сравнили метаболические реакции в условиях ограничения калорий у двух групп мышей. Первую содержали при комнатной температуре 22 градуса Цельсия, а вторую — при 30 градусах Цельсия (в этом случае организм мышей находится в состоянии термонейтральности, то есть имеет тепловой баланс с окружающей средой).

Каждую группу дополнительно разбили на две подгруппы: одной постепенно снижали ежедневное количество пищи вплоть до половины от первоначального, а в другой мыши если привычное количесто пищи. Оценивалось изменение состава метаболитов в плазме крови и мозге животных в зависимости от содержания питательных веществ в пище или температуры тела.

Эксперимент показал, что при ограничении калорий температура оказывает такое же, а возможно, и большее влияние на метаболизм, как и количество питательных веществ.

Ученые также выявили конкретные метаболиты, которые отвечают за изменение температуры тела. Так, в гипоталамусе — части мозга, отвечающей за чувство голода и пищевое поведение — у мышей в условиях комнатной температуре вырабатывались большое количество молекул оксида азота и нейропептид лейцин-энкефалин.

Затем ученые провели эксперимент — ввели мышам эти метаболиты. Было установлено, что оздоровительный эффект низкокалорийной диеты возрастает. Исследователи пришли к выводу, что в будущем может быть создано лекарство, которое позволит людям сбрасывать вес и омолаживать организм без изнурительных диет и голодания.