Американские биологи обнаружили вирусы, управляющие своими жертвами

Молекулярные биологи из Соединенных Штатов открыли множество вирусов водорослей, способные размножаться внутри своих жертв и управлять их метаболизмом.

Американские биологи обнаружили вирусы, управляющие своими жертвами

По словам доцента Технологического университета Вирджинии в американском Блэксбурге Фрэнка Эйлуорда, в прошлом ученые думали, что между генами вирусов и живых клеток почти нет ничего общего. Однако в настоящее время биологи могут назвать только небольшое число уникальных генов, присутствующих лишь в клетках или в вирусах. С точки зрения геномного репертуара, они оказались гораздо более похожими, отметил эксперт.

Многие вирусы, отрытые биологами в последние годы, имеют необычайно крупные размеры. ДНК живых организмов, на которых они паразитируют, почти равна длине их генома. Частицы же данных вирусов на порядок крупнее, чем у большинства других.

При этом геном вирусов содержит в себе не только «схему» обхода защитных клеток организма, но и гены, связанные с производством белков, которые не влияют напрямую на размножение вируса. Таким образом, обнаруженные биологами гигантские паразиты размывают грань между полноценными живыми существами и вирусами.

К примеру, ученые из США смогли выявить при изучении генома всех представителей группы NCLDV, которые паразитируют на водорослях. Эйлуорд отметил, что большая часть из 500 изучаемых вирусов имели классический набор генов и крупные сегменты ДНК, которые предназначены для управления метаболизмом водорослей. В геноме вирусов-гигантов присутствовали практически полные цепочки ДНК, отвечающие за расщепление глюкозы или другие важные части метаболизма живых организмов.

Эксперт уверен, что наличие таких крупных фрагментов ДНК в вирусах не является случайностью. Именно они помогали им выживать на протяжении миллионов лет, однако пришли в негодность из-за накопления мутаций.

Многие представители NCLDV, как отмечают биологи, имеют способность управлять метаболизмом своих жертв, заставляя их менять характер выработки питательных веществ и захвата нутриентов из окружающей среды. Таким образом, паразит не только захватывает водоросли и размножается в них, но и управляет ими.