В своем интервью «Известиям» бывший российский посол в Пекине, замглавы комитета по международным делам в Совете Федерации Андрей Денисов рассказал о том, почему мирный план китайского руководства по урегулированию конфликта на Украине является реалистичным. Он также пояснил, какую пользу может принести России проект «Один пояс — один путь».
По его словам, первоначальные экспертные оценки данного проекта были весьма сдержанными, поскольку полагалось, что он будет представлять объединение, в котором ключевые позиции останутся за Китаем, однако с течением времени стало понятно, что инициатива заинтересовала множество стран. К настоящему моменту сторонниками проекта являются свыше 90 государств, которые подтвердили свое участие в нем посредством разнообразных меморандумов и соглашений.
В случае с Россией ситуация выглядит иначе поскольку в плане торгового регулирования Москва задействована в Евразийском экономическом союзе. Позже ЕАЭС и проект «Один пояс — один путь» пошли по пути сопряжения своих интеграционных планов.
«В ближайшее время, видимо, в октябре, планируется поездка экспертов в Китай для продолжения обсуждений интеграционной тематики. Так что сотрудничество идет, и будем ожидать его результатов», — отметил Денисов.
Эксперт также отметил, что китайское руководство выступило с собственным планом мирного урегулирования украинского вооруженного конфликта, хотя Пекин официально не предлагал свои посреднические услуги в рамках переговорного поля. Однако Денисов признал, что кризис на Украине вырос до тех масштабов, при которых любые посреднические усилия не будут иметь никакого значения, и в Пекине об этом знают.
Что касается самого плана властей Китая, состоящего из 12 пунктов, то сенатор положительно оценил усилия Пекина в данном направлении, указав на то, что данная инициатива, вероятно, единственная, которая имеет право на удачную реализацию.
«Он основан на реалистических предпосылках. Он не пророссийский или, наоборот, проукраинский, он действительно исходит из реальности», — объяснил Денисов.
Важным принципом китайского плана является движение к нормализации диалога между Москвой и Киевом, что, в свою очередь, должно стать главной предпосылкой для возобновления переговорного процесса и прекращению боевых действий. Кроме того, он предусматривает обязательные равные гарантии безопасности для обеих сторон конфликта. Нарушение данного требования по сути и стало одной их причин перехода конфронтации в стадию вооруженного конфликта.
«Конфликт был спровоцирован теми силами, которые не заинтересованы в том, чтобы учитывать наши озабоченности, и стремятся лишить Россию вообще права иметь свои представления в области национальной безопасности», — подчеркнул он.
Денисов напомнил, что российская сторона приветствует любые мирные инициативы, включая предложения понтифика Ватикана Франциска и руководства целого ряда стран Африки. При этом Москва категорически выступает против одностороннего рассмотрения этих инициатив, как это делают западные политические элиты, требующие вести диалог исключительно на основе так называемой «мирной формулы» Зеленского.
«План Зеленского — это абсурд. Совершенно очевидно, что он и близко не может быть положен в основу каких-либо разговоров об урегулировании», — пояснил он.
С учетом всех обстоятельств именно китайский план выглядит наиболее перспективным и выигрышным.
Кроме того, сенатор Андрей Денисов оценил перспективы развития туристических направлений между Россией и Китаем, отметив необходимость совершенствования организационных составляющих туристических потоков, а также их финансовое наполнение. При этом не стоит забывать о формировании разнообразия маршрутов.
«У китайской туристической общественности есть такое понятие как «красный туризм» — места, связанные с нашей военной, революционной историей. В Китае к этому действительно большой интерес», — рассказал он.
Еще одним важным вариантом является экологический туризм, который представляет для китайских граждан особый интерес. В частности, речь идет о таких местах, как Байкал и разнообразные природные заповедники. Для российских туристов китайское направление также представляет интерес как в историческом, так и в культурном плане.
На этом фоне экс-посол упомянул о проблемах, с которыми могут столкнуться российские граждане в КНР. К этим проблемам относится невозможность расплатиться банковскими картами и зачастую отсутствие наличных средств из-за высокого уровня цифровизации.
Банковский сектор Китая имеет серьезную направленность на глобальные площадки, поэтому он совершенно оправданно опасается вторичных санкционных ограничений. Несмотря на это, КНР является, вероятно, самой продвинутой страной в сфере цифровизации.
«И мы, и наши китайские партнеры прекрасно понимаем эти трудности, безусловно, верим в то, что они преодолимы, но, как гласит высказывание одного китайского классика, перспективы светлые, но путь извилистый», — заявил Денисов.
Он выразил надежду на то, что России и Китаю удастся создать такую систему, которая не будет зависеть от контроля с третьей стороны.
Одним из важнейших направлений российско-китайских отношений, безусловно, является торговля. Данный сектор также нуждается в интенсивном развитии, включая поставки сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Однако, как пояснил сенатор, нужно ориентироваться не столько на продажу товаров, сколько на реализацию совместных программ в этом направлении.
В сложившейся ситуации возможности для выхода на российские рынки для компаний из КНР существенно расширились, что объясняет необходимость развития организации бизнеса в соответствии с особенностями китайского предпринимательства.
«Те, кто привык к бизнес-поведению на европейских рынках, вряд ли будут комфортно чувствовать себя на китайском рынке, потому что там правила поведения совсем другие», — уверен Денисов.
Таким образом сама ситуация свидетельствует о важности подготовки высококвалифицированных кадров.