Депутатское объединение, которое рассматривает наиболее животрепещущие для жителей региона вопросы, за три квартала успело сделать многое: одни нормативные документы, над которыми работают народные избранники, уже превратились в реальные позитивные изменения в жизни людей, другие отразятся на ней в ближайшее время. Как считает председатель комитета Ирина Штепа, здравоохранение — это «вопрос номер один», от которого зависят все остальные аспекты жизни как конкретного человека, так и региона и государства в целом. С ней мы обсудили наиболее острые вопросы, которые сегодня находятся на контроле комитета.
Ирина Петровна, комитет, который вы возглавляете, можно назвать самым близким к народу, к повседневной жизни людей. Какова специфика этой работы?
Наш комитет отвечает за две темы — социальная защита и здравоохранение. В этом году мы очень пристальное внимание уделяли обоим вопросам — как и ранее. Налажено эффективное взаимодействие с профильными министерствами краевого правительства, депутаты работают при поддержке губернатора региона. Лично я считаю, что наши вопросы самые важные, особенно здравоохранение — по сравнению с ним все остальное немного на втором плане. Конечно, важна и семья, важна возможность трудиться, но все это зависит от здоровья человека. Мы понимаем, насколько это животрепещущие темы, и стараемся относиться к ним предельно внимательно: от разработки законопроектов до работы над формированием бюджета края. Депутаты, которые в нашем комитете не состоят, оказывают в этих вопросах максимальную поддержку.
Какие важные вопросы удалось решить в этом году?
Таких очень много. Предприняты важные шаги в сфере лекарственного обеспечения людей. Жители края порой обращаются в Думу, пишут, что в течение месяца не могут получить лекарств. Сегодня увеличивается число людей с орфанными заболеваниями. В общей доле региональных льготников это 162 человека, которым необходима помощь. Однако на них тратится одна треть средств, выделяемых регионом на обеспечение лекарствами. Мы, конечно же, поддержим этот важнейший вопрос. За нами стоят люди, и необходимо, чтобы они были обеспечены лекарственными препаратами.
Есть проблема различной продолжительности ожидания льготного зубного протезирования. Единой очереди нет. Я знаю пример — в одной семье мужчина ждет три года, относясь к Индустриальному району Хабаровска, а его жена, стоящая в очереди в Краснофлотском районе, — два года. Чтобы это исправить, мы предложили вести очередь нуждающихся исходя из даты постановки на учет, а не отдельную на каждое лечебное учреждение. Введение определенной допустимой суммы на единовременное зубное протезирование на одного пациента или введение максимальных и минимальных значений помогло бы уравнять шансы каждого, кто находится в этой очереди. Где-то необходимо увеличить квоты, чтобы сделать эту услугу более доступной, особенно — для жителей отдаленных населенных пунктов края.
Мы стараемся работать в решении вопросов в постоянной связке с Минздравом. В крае остается актуальной проблема доступности первичной медицинской помощи. В этом году рассматривали серьезное обращение по закрытию больницы в поселке Высокогорном Ванинского района. После того, как депутаты вместо с представителями министерства выехали на место, принято решение, что учреждение не закроется, а перейдет в ведение правительства края. Сейчас решаются технические вопросы, но уже можно сказать уверенно, что здравоохранение в населенном пункте сохранено и ситуация разрешилась в пользу жителей. Подобный вопрос рассматривали в районе имени Полины Осипенко. Перечень мероприятий, над которыми мы работаем совместно с министерством здравоохранения, достаточно продолжительный, практически всегда удается найти понимание.
Я уже говорила о формировании бюджета: одним из примеров эффекта от внимательного отношения к этому процессу могу назвать ситуацию с поликлиникой N7 в Хабаровске. Нам удалось согласовать с Минфином и Минздравом нужные цифры, заручиться поддержкой губернатора, который лично выезжал на объект, посмотрел, в каком он находится состоянии. В результате в бюджет края включены 20 миллионов рублей на ремонт этой поликлиники. В районные медучреждения край постепенно закупает томографы, что позволяет выявлять опасные заболевания на ранней стадии и повышать качество медицинских услуг. В этих вопросах очень важна и позиция общественности, активность наших граждан.
А какие основные социальные вопросы решает сейчас комитет и на ком в первую очередь отразятся инициативы, принимаемые Законодательной Думой в этом направлении?
В первую очередь хотелось бы выделить изменения в региональный Закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Хабаровского края», который мы рекомендовали Законодательной Думе к принятию в первом чтении. Отмечу, что региональный парламент с нашей рекомендацией согласился.
Законопроектом предлагается расширить сферу использования краевого материнского капитала. Сегодня этими средствами можно распорядиться по трем направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования детьми и оплата медицинских услуг, оказываемых детям или родителям. Размер капитала составляет 200 тысяч рублей. Он выплачивается при рождении третьего и каждого последующего ребенка после достижения им двух лет.
Теперь средства можно будет потратить и на газификацию жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности. При этом, если газификация дома будет произведена гражданами за счет собственных средств, после возникновения права на материнский капитал они смогут получить компенсацию понесенных затрат. Закон в случае его принятия вступит в силу с 1 января 2018 года.
Газификация дома — это значительные расходы, найти необходимую сумму затруднительно, а закон поможет существенно улучшить жилищные условия многодетных семей. Первыми этот вопрос подняли в Мичуринском сельском поселении Хабаровского района, а вообще программа развития газоснабжения и газификации на 2016 — 2020 годы предусматривает газификацию 46 населенных пунктов края.
Известно, что депутатам и правительству края удалось сохранить на прежнем уровне прожиточный минимум пенсионера в регионе. Были основания для его снижения?
Действительно, законопроект «О величине прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае на 2018 год в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии», внесенный губернатором края, рассмотрен в первом чтении комитетом — а впоследствии и на очередном заседании краевой Законодательной Думы. Эта доплата существует в регионе с 2010 года. Минимум, до которого доводится пенсия, составляет сегодня 10 895 рублей. Эта же норма остается и на следующий год. Льготой смогут воспользоваться более 40 тысяч человек, около полутора миллиардов рублей выделяется из федерального и краевого бюджетов на эти цели.
Подчеркну, что в 2017 году только в 16 из 85 субъектов Российской Федерации, в том числе в Хабаровском крае, величина прожиточного минимума пенсионера для определения региональной социальной доплаты к пенсии установлена выше средней по стране: в Российской Федерации она составляет 8 540 рублей.
Данные Хабаровскстата говорят о том, что во втором квартале 2017 года, по сравнению со тем же периодом 2016 года, на 25 из 42 наименований товаров, входящих в расчет потребительской корзины, цены снизились от 40 копеек до 37 рублей. На овсяную и перловую крупы снижение было незначительным — всего 0,4 процентного пункта, а на часть товаров — говядину, подсолнечное масло, морковь, бананы, яблоки — цены упали от 20,0 до 37,2 процентных пункта. Таким образом, на потребительском рынке края величина прожиточного минимума пенсионера сложилась в размере 10 492 рубля. Это на 403 рубля меньше установленной на 2017 год. Но мы совместно с главой края решили эту величину не снижать, понимая важность этих выплат для одной из самых незащищенных групп населения.
В Хабаровском крае, по последним данным, эту доплату используют 41 752 человека. Примерно половина из них получают пенсию по инвалидности, в том числе и дети, остальные — пенсию по старости. Отмечу, что у ближайших соседей Хабаровского края — Амурской области — величина прожиточного минимума пенсионера для региональных доплат также не превышает общероссийский уровень, а в ЕАО и Приморье этот показатель равен 8 906 и 8 967 рублей соответственно, хотя фактические прожиточные минимумы этот показатель существенно превышают.
И, наконец, вопрос трудоустройства инвалидов, который в Хабаровском крае остается актуальным, как и в любом другом российском регионе. Каким образом депутаты намерены оказать содействие людям с ограниченными возможностями?
Сейчас на стадии принятия находится законопроект, направленный на исправление ситуации на рынке труда для людей с ограниченными возможностями. Дело в том, что действующий на территории края закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы», принятый еще в 1999 году, не отвечает требованиям времени. Он устанавливает квоту для приема на работу инвалидов для работодателей, количество сотрудников которых превышает 100 человек — в размере 3 % среднесписочной численности. Органы местного самоуправления при этом не обязаны заниматься квотированием рабочих мест для этой категории граждан — положения закона, таким образом, на практике не реализовываются.
При этом из примерно 24 тысяч инвалидов такого возраста лишь около пяти тысяч работают. Остальные официально не трудоустроены — и совсем не по той причине, что не хотят сами. Мы не можем сегодня предоставить им рабочие места, которые были бы адаптированы должным образом. Предприятий, на которые распространяется действующий закон, сегодня в крае немногим более 400. В случае принятия этой инициативы их станет свыше 1600.
Мы предлагаем установить квоту для приема на работу инвалидов для компаний и учреждений, в которых числятся не менее 35 человек, оставив ее на уровне тех же 3 %. По нашим подсчетам, эта мера увеличит количество потенциальных вакансий на 2,5 тысячи.
Идет ли в данном случае речь и о госучреждениях?
Этот вопрос пока остается на уровне обсуждений. По закону на госслужбу специалисты должны идти по конкурсу — другого пути у них нет. Ни по полу, ни по национальности, ни по состоянию здоровья нормативная база поблажек не дает. Критерии совершенно другие — знания, опыт, профессионализм, подготовка. Поэтому установление такой квоты противоречило бы законодательству. В других регионах страны существует уже судебная практика по данному вопросу. Поэтому этим направлением сейчас заняты юристы, а мы будем руководствоваться их экспертным заключением. В любом случае, даже если новый закон после принятия коснется только частных предприятий, он существенно расширит перспективы трудоустройства для людей, которые по связанным со здоровьем причинам сегодня лишены возможности зарабатывать и приносить пользу обществу, находиться в коллективе.
Фото: пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края