- Пандемия коронавируса увеличила число фрилансеров. Кто-то вынужденно изменил работу из-за увольнения, а кто-то просто искал дополнительного заработка. Алена, расскажите, какими способами можно зарабатывать в интернете?
- Для тех, кто вынужден срочно искать новую работу, самый простой путь – оказывать услуги удаленно. Людям не всех специальностей это доступно, но, в большинстве случаев – да. Вообще пандемия стала хорошей проверкой на гибкость.
Даже в моем маленьком городке есть хороший пример. Магазин одежды работал, как и все – в ожидании посетителей. Когда объявили локдаун, большинство владельцев таких же магазинов просто пребывали в стрессе, а тот, который я привожу в пример, начал осваивать онлайн-торговлю. Через свой профиль в Instagram они показывали ассортимент и организовали доставку. В итоге за период пандемии они многократно увеличили свою прибыль и сейчас продолжают развиваться в том же направлении. Теперь их клиенты – не только жители нашего города, но вся страна. А ведь абсолютное большинство людей, которые оказались в их ситуации, не разглядели возможность, они видели только препятствия.
Интернет действительно открывает огромные возможности. Тут можно и в своей нише развиться намного эффективнее, чем оффлайн, и новую профессию освоить.
Когда я начинала работать в интернете, было очень мало профессий. Копирайтер, SEO-специалист, программист, веб-дизайнер. Сейчас есть огромное разнообразие профессий, под любые способности, под любой склад ума, под любые таланты.
- А как давно Вы начали заниматься фрилансом, с чего начинали?
- Я во фриланс пришла в 2008-м году, начинала с копирайтинга.
- Какие у Вас были трудности в начале пути, и как Вы с ними боролись?
- Я играючи относилась к работе. Для меня это была не необходимость, а просто желание попробовать самой заработать деньги. Я была студенткой, родители меня обеспечивали, у меня был просто азарт, интерес. Поэтому и все трудности воспринимались легко. Нет заказов? Поищу, чем заняться. Обычно это выливалось в открытие нового способа поиска заказов.
Копирайтеры в мое время работали в основном через биржи, я же научилась находить клиентов и через сервисы покупки доменов, и через форумы SEO-специалистов, и через дизайнеров/программистов.
Когда на бирже копирайтеры искали клиентов в разделе «Копирайтинг», я их искала в разделе «Создание сайтов», и там я находила клиентов тогда, когда они еще не начинали искать копирайтеров, а потому не видели тех демпинговых цен, которые были готовы предложить голодные копирайтеры.
- Поделитесь, какие условия партнерства могут быть? Как Вы считаете, нужно ли заключать договор или нет?
- Я всегда предпочитала работать на доверии. Да, бывало, что не доплачивали, в копирайтинге. Когда я пришла в таргетинг, такого не случалось уже. Конечно, сейчас, когда я сотрудничаю с крупными клиентами, уже приходится по договору работать. Но начинала я всегда с доверительного сотрудничества.
- Алена, расскажите, а кому подходит фриланс?
- Тем, кто умеет себя дисциплинировать. Парадокс – ведь считается, что фрилансер свободный человек, хочу — работаю, хочу — нет. Но в этом и самая большая сложность – в этой свободе найти место для работы.
Ну и стрессоустойчивость нужна. Потому что, работая на себя, ты понимаешь, что только ты несешь ответственность за свое будущее. Никто не будет тебе выплачивать зарплату в конце месяца, если в этом месяце ты хорошо не поработала.
- Со сколькими клиентами лучше работать — с одним или несколькими?
- Я люблю диверсификацию, это дает ощущение устойчивости, я всегда стремлюсь одновременно поддерживать несколько источников дохода. Но все зависит от характера человека. Кому-то сложнее сразу с несколькими клиентами взаимодействовать.
- Какие самые популярные источники заказов? Биржи фриланса, сарафанное радио или что-то еще?
- Дли новичков это чаты, биржи и паблики. Для меня в таргетинге в первое время самым эффективным источником были паблики по SMM, в которых я публиковала свои кейсы. Но в последние пять лет – чистая сарафанка, или по старым кейсам/статьям меня находят, по моему блогу.
- Какие в 2021 году самые востребованные направления фриланса?
- В первую очередь все, что связано с трафиком. Пандемия спровоцировала бум на онлайн-бизнес, а он существует и развивается тогда, когда у него есть клиенты.
SMM по той же причине будет популярен, очень большое количество новых игроков вышло, и каждый стремится усилить свое присутствие в социальных сетях.
Профессия Stories-мейкеров сейчас на подъеме, но я предполагаю, что это проходящая волна.
- Что Вы посоветуете начинающему фрилансеру?
- Смотреть по сторонам и пользоваться всеми возможностями. Сейчас очень много школ организуют ознакомительные марафоны по онлайн-профессиям.
Не стоит бежать сломя голову в первую попавшуюся профессию, походить по марафонам, почерпнуть информацию из разных источников, получить общее представление о том, что из себя представляет каждая профессия. А уже потом, выбрав свое направление, искать себе наставника.
Фото: Алена Николаева специально для RuNews24.ru