Госзакупки лекарств: что происходит и как правильно?

Больше новостей в сюжете: Госзакупки

Российская IT-компания SELDON, работающая с открытыми данными о торгах, проанализировала ситуацию с госзакупками лекарственных препаратов. Что стоит иметь в виду, размещая заказ?

Госзакупки лекарств: что происходит и как правильно?

Немного статистики

В 2019 году было заключено более 234 тысяч госконтрактов на поставку лекарственных препаратов общей стоимостью свыше 290 млрд рублей.

При этом в первом полугодии не состоялось порядка 60 тысяч тендеров на поставку медикаментов. Это почти вдвое превышает показатели 2018 года. Более 92% от этого количества осталось вообще без заявок, около 5% торговых процедур отменились из-за отказа от размещения заказа, а остальные – из-за недопуска всех участников. Самыми непопулярными у поставщиков оказались тендеры на поставку инсулина, физраствора и вакцины от бешенства.

 

В чем причина?

В связи со сложной спецификой для закупок лекарственных препаратов Минздрав разработал отдельную методику по формированию начальной максимальной цены контрактов (НМЦК). В перспективе она поможет выровнять закупочные цены по всей стране и в целом повысить прозрачность госзаказа, но пока есть некоторые недочеты.

По мнению ряда экспертов, основная причина незаинтересованности поставщиков – низкая начальная цена контрактов. Исполнители просто не видят перспектив заработать на таких процедурах. Также среди причин называется слишком маленький объем поставок, из-за чего участие в закупке становится окончательно невыгодным.

Как построена система?

Государство закупает лекарственные препараты для стационаров и граждан льготной категории, получающих медикаменты по квоте. Непосредственно закупками занимаются Минздрав, региональные ведомства или сами больницы. Они публикуют информацию о предстоящей процедуре в Единой информационной системе (ЕИС) и обязательно указывают начальную максимальную цену контракта. Эта сумма должна формироваться с учетом рыночной ситуации, а порядок определения НМЦК – соответствовать нормам законодательства

С января 2019 года порядок формирования НМЦК на лекарственные препараты регламентировал приказ Минздрава №871н. В соответствии с ним, помимо трех действовавших ранее методик, госзаказчики начали использовать в том числе модель расчета по референтным ценам.


Как сейчас?

С 4 января 2020 года порядок определения НМЦК при госзакупках лекарств изменился. На смену приказу 871н пришел приказ Минздрава от 19.12.2019 №1064н. Способы определения начальной цены за единицу лекарственного препарата остались прежними, но несколько изменился порядок использования существующих методов.

Например, теперь при использовании метода сопоставимых рыночных цен не нужно вычитать оптовую надбавку из стоимости препарата по контракту

Изменения коснулись и правил формирования по методу средневзвешенной цены. При ее определении заказчику теперь разрешено не учитывать контракты, заключенные с единственным поставщиком, а также посредством запроса предложений. Помимо этого, цены и количество препаратов нужно использовать из закрывающих документов, что позволяет брать для обоснования и расторгнутые контракты.

Существенно изменился и порядок расчета референтных цен. Это цены, сформированные с учетом цен ранее заключенных контрактов; информация о них размещается в Едином справочнике-каталоге лекарственных препаратов (ЕСКЛП). Теперь референтные цены планируется автоматически определять не четыре, а два раза в год – 1 мая и 1 ноября (при этом актуальных цен для обоснования по-прежнему нет). Расчет референтных цен будет производиться с учетом объемов закупки в соответствии с данными Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), НДС и оптовые надбавки учитывать не будут. Использовать референтные цены можно будет только после публикации в ЕИС.

Автоматизируйте это!

Как показывает практика, в среднем на обоснование цены (мониторинг рынка, запрос предложений, формирование подборок релевантных контрактов и т.п.) у госзаказчиков уходит от трех часов. Кроме потраченного времени это может обернуться еще и финансовыми потерями. Некорректное обоснование НМЦК грозит штрафом от 3 000 до 50 000 рублей в отношении должностного лица (ч. 4.2. ст. 7.30, ч. 3 ст. 7.29 и 7.29.1. КоАП РФ).

Сэкономить время и автоматизировать обоснование НМЦК лекарственных препаратов можно с помощью специализированных сервисов. Например, в Seldon.Price предусмотрен отдельный модуль «Медикаменты» для анализа цен на профильные контракты. В нем уже учтены все изменения, связанные с переходом на №1064н.

Так, в качестве единицы измерения для выбранного медикамента в Seldon.Price используются данные из обновленного ЕСКЛП 2.0, в средневзвешенном методе предусмотрена маркировка контрактов со штрафами и пенями и исключены контракты, которые проводились как закупка у единственного поставщика, а при выборе тарифного метода цена автоматически рассчитана за потребительскую единицу в соответствии с ЕСКЛП и ГРЛС. Подробнее узнать об этих и других возможностях можно на сайте сервиса.

 

Вместо эпилога

При закупках лекарственных препаратов заказчик должен учитывать множество нюансов. Некорректная цена может не только отпугнуть поставщиков, но и навлечь ненужные проверки и штрафы. Добавьте к этому еще и социальную значимость процесса: от скорости получения медикаментов в конечном итоге зависит человеческая жизнь.

IT-сервисы упрощают и ускоряют решение вопросов с НМЦК. Они автоматически высчитывают оптимальную цену с учетом рыночной динамики и выдают готовый результат. Попробуйте прямо сейчас.

 

Автор статьи: Денис Разин, управляющий директор SELDON.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Согласен