На форумах в обсуждениях темы искры летят от эмоций мамочек, разделившихся на два лагеря. Одни утверждают: не пропадем, вспомним, как наши мамы и бабушки коровье молоко кипятили, манку-овсянку варили и подслащенную хлебную кашицу в рот детям заталкивали вместо соски. Другая сторона призывает оставаться цивилизованными женщинами 21 века, в котором смеси не про ленивых мамочек, а решение проблемы питания деток с серьезными заболеваниями пищеварения, аллергиями. Споры идут, ажиотаж не утихает, а цены растут.
«Буквально утром в приложении «Детский мир» кинула Нутрилон в корзину за 1100р (1,2кг), а через пару часов пришло оповещение, что он стоит уже 1600!!! Сразу на 500 рублей… Посмотрю по ситуации, возможно буду менять смесь на более бюджетный вариант», - читаем на одном из мамских форумов.
Перейти на более бюджетные товары можно. Но нет гарантии, что и они не поднимутся в цене. Ведь то, что мы считали традиционно российским товаром, в большинстве случаев таковым не является на сто процентов. Можем ли мы остаться без детских молочных смесей?
Производители уходят или нет?
Исчезновение молочных смесей с полок магазинов отчасти можно объяснить ажиотажным спросом на фоне массового исхода зарубежных компаний с российского рынка. В этом списке пока нет производителей детского питания. Впрочем, есть. Компания Nestle (популярные бренды молочных смесей Nestogen, Nan) заявила о приостановке инвестиций и рекламы. Но в «отказном» списке немало транспортных, промышленных компаний, которые так или иначе могут быть задействованы в логистических цепочках поставок товаров в Россию. Нарушение этих цепочек может оставить малышей без детских смесей, пишет «Коммерсант». Ссылаясь на свои источники, издание сообщает о том, что у того же Nestle, Danone (бренд Nutricia), “Инфаприм” (смеси “Нутрилак”) иссякают запасы сырья для производства смесей. Официального ответа на запрос журналистов от производителей не последовало.
Ретейлеры в курсе ситуации и рассматривают возможность ограничить продажу смесей в одни руки.
Почему поднимаются цены?
Спекулянты и отказ торговых сетей от акций и скидок – такую причину подорожания сухих смесей в полтора-два раза назвала Татьяна Буцкая, первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи. Депутат также упомянула о необходимости перестраивать цепочки поставок сырья для производства смесей и связанные с этим проблемы.
- К сожалению, нам надо быть к этому готовыми. Потому что производители испытывают сейчас сложности, - сказала Буцкая на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
При этом депутат отметила, что запасы на складах есть, и есть российские производители, которые могут заместить импортную продукцию. Для них, по словам Татьяны Буцкой, открывается окно возможностей.
«Малютка» не наша?
По данным Streda Consulting, около 70% на российском рынке детских смесей – импорт. И большую часть локального производства (около 80%) контролируют ведущие мировые игроки: французская Danone, швейцарская Nestle, американская Abbott.
К примеру, известные с незапамятных времен смеси «Малютка» и «Малыш» выпускаются на заводе, который на базе Истринского завода детского питания построил Danone.
Даже те производители, которые выпускают смеси под собственными брендами, импортируют ингредиенты для их производства.
Своим сырьем не обойдемся?
На российском рынке известна белорусская компания «Беллакт», имеющая полный цикл производства, в котором не задействованы импортные компоненты. В том числе и деминерализованную сыворотку.
Дело в том, что к качеству составляющих детского молока особые требования. И одно из них – использование сыворотки со степенью деминерализации 90% (так называемой «Д90»). Это очень важно для детей до 6 месяцев. Из-за не до конца еще развитых почек и кишечника потребление большого количества белка и минералов может быть опасно для младенцев такого возраста.
С производством сыворотки Д90 в России проблема. В соседней Беларуси есть предприятия, которые могут производить сыворотку с необходимым уровнем деминерализации. Но российские производители считают, что ее качество нестабильно и требованиям для детского питания не совсем соответствует.
В России количество сыворотки как побочного продукта молочного производства могло бы закрыть полностью потребность в сухой сыворотке Д90 для детского питания. Но удовольствие это недешевое. Системы многоуровневой очистки (нанофильтрация, электродиализ, сушка, ионообмен и т.д.) стоят миллиарды рублей.
Кто первый?
И все же есть российские компании, которые готовы инвестировать в столь дорогостоящее, но такое необходимое и перспективное производство сухой сыворотки Д90. На ее основе отечественные и иностранные производители смогут делать высококачественные детские смеси, которые сейчас оказались на грани дефицита.
По данным «КоммерсантЪ», такие планы есть у молочных компаний «Молвест», «ДМС» и «Комос Групп». Дальше всех продвинулась в своих планах группа «ЭкоНива» - в Новосибирской области она уже реализует строительство завода по переработке молока. Здесь запланировано и производство пригодной для изготовления детских смесей сухой молочной сыворотки Д90. Свыше 15 000 тонн в год!
И чем быстрее будет построен хотя бы один из заявленных проектов, тем скорее мы избавимся от импортной зависимости в производстве стратегически важного продукта. Последние события прямо-таки подталкивают к этому ускорению.
Чем помочь производителю?
Правительство РФ приняло постановление, согласно которому государство компенсирует до 25% капитальных затрат на строительство мощностей по производству деминерализованной сыворотки. Но стоимость таких проектов все равно остается высокой.
С 28 марта до 30 сентября 2022 года обнулены импортные пошлины в отношении более 400 товаров, импортируемых в ЕАЭС. Нулевые ставки установлены в том числе и на детское питание для детей раннего возраста и ингредиенты для его производства.
Правительство России намерено увеличить до 80 млрд рублей субсидирование льготных кредитных ставок для отечественной промышленности и торговли.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов считает, что расширение объемов кредитования оборотных средств и субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам поможет за полгода закрыть потребности России в детском питании.
А дети, несмотря на кризисы, рождаются и хотят кушать. Ежегодно в России появляется на свет около полутора миллиона детей (в 2020 году - 1 млн 435,8 тыс.). Более половины малышей до шести месяцев, по оценкам Росстата, в 2020 году находились на искусственном вскармливании – 56,1%. А среди детей до года – 60,8 процента. Очень часто это вынужденная необходимость из-за проблем со здоровьем у детей (аллергия, нарушения переваривания и всасывания, пищевая непереносимость, наследственные нарушения обмена веществ и др.).