Как ландшафтные компании становятся производственными

В Краснодарском крае начал работу новый питомник растений T&M Garden. Зачем компаниям, работающим в сфере услуг, нужно собственное производство и почему это стало особенно актуально сейчас – узнаем у Виктора Макаренко, генерального директора студии ландшафтного дизайна T&M design studio.

Как ландшафтные компании становятся производственными

Виктор, прежде, чем мы перейдем к основной теме нашего разговора, расскажите в двух словах, чем занимается ваша компания? Вы продаете растения? Или что-то еще?

 - Конечно же, нет. Мы занимаемся ландшафтным дизайном, как это принято говорить, «под ключ». То есть мы берем объект и делаем все – от проектирования до последующего обслуживания сада. В некоторых случаях, в зависимости от потребностей заказчика, мы выполняем не весь комплекс работ, а некоторую его часть.

 

То есть для вас разведение и продажа растений – это непрофильный бизнес? Или вы как раз хотите выйти в этот сегмент?

 - Не совсем так. Скорее, одной из целей можно назвать выход на новую аудиторию – оптовых покупателей. Мы давно занимались продажей растений, но, как правило, это происходило в рамках больших проектов или для частных заказчиков. Сейчас мы выделили это в отдельное направление и будем продавать наши растения не только частным, но и оптовым покупателям – например, садовым центрам и сетевым магазинам.

 

А где вы раньше брали растения для продажи? И как вообще решают этот вопрос компании, подобные вашей?

- Скажу за нас - за много лет работы мы наладили очень конструктивные отношения с прекрасными западными питомниками, в основном, немецкими и итальянскими. Думаю, наши конкуренты стараются сделать то же самое. Ну и, конечно же, есть более доступные растения из российских питомников.

 

Почему вы решили развивать собственное производство? Ведь это наверняка требует времени и инвестиций. Расскажите про это.

- По поводу инвестиций говорить не стану, это все же коммерческая тайна – могу лишь сказать, что они весьма значительны. Нужно было найти землю, подготовить ее, закупить и высадить саженцы, наладить систему ухода за ними.  Как бы ни показалось странным – даже охранять. У нас были случаи краж.

 

Что, прямо вот воруют растения? Персонал, как на заводе? 

- В нашем случае, к счастью, нет. Просто кто-то решил «национализировать» несколько десятков растений. Это были кустарники, пока они маленькие, это не так уж сложно. После этого пришлось решать даже такую проблему. Так вот, от момента старта работ в 2016 году до момента начала продаж прошло около трех лет. Все это время мы только тратили и лишь сейчас начинаем возвращать инвестиции.

 

Да, это «долгие деньги». Так почему вы решили заниматься производством, а не только перепродажей из западных питомников?

 - Сыграл роль целый ряд факторов. 

Прежде всего, мы хотели минимизировать риски. Так получилось, что большую часть проектов мы делаем для очень взыскательной аудитории, что накладывает определенный отпечаток на всю деятельность – у нас «пунктик» по поводу качества. Причем под качеством мы подразумеваем не только качество самих растений, но вообще качество оказания услуги в целом. Ведь что толку, если даже прекрасные растения привезут с задержкой на месяц или два? Когда сезон уже в разгаре или вообще заканчивается, а сад только создается. К сожалению, при работе с независимыми поставщиками такие ситуации контролировать очень сложно. В итоге мы пришли к выводу, что если мы хотим на 100% соответствовать заданным самими себе (и нашими заказчиками, конечно) стандартам – нужно не только выполнять ландшафтные работы, но и производить.

Вторым, не менее значимым фактором, стала очевидная необходимость в импортозамещении. Многим заказчикам принципиально, чтобы в проекте использовался именно российский посадочный материал – и мы должны соответствовать этим требованиям. Причем соответствовать, как я уже говорил, с нужным уровнем качества. Кроме того, есть курсовые риски, ведь когда продаем мы растения за рубли, а покупаем за евро – мы зависим от факторов, которые вообще не можем контролировать, и проект из доходного в одночасье может стать убыточным. Думаю, все мы помним события последних лет.
Ну и, признаться, есть просто некоторая гордость. Наши западные коллеги умеют выращивать отличные растения и задают планку – а чем мы хуже?

 

 А почему для размещения питомника выбрали именно Краснодар?

- Тут тоже есть несколько причин.
Прежде всего, Юг России – это самый оптимальный для выращивания растений регион с точки зрения климата. Здесь прекрасная почва, относительно мягкая зима – все это позволяет минимизировать затраты, и финансовые, и временные. Во-вторых, это динамично развивающийся регион. Здесь есть платежеспособный спрос, многие сейчас стремятся сюда, в том числе компании с мировыми именами. Таким образом, мы оказываемся ближе к рынку сбыта, что тоже выгодно. Ну и, наконец, есть личная причина – я сам родился в Краснодаре, вырос здесь, учился. Мне импонировало то, что я смогу что-то сделать для своего родного края, создать что-то, дать людям работу.

 

Что же, это действительно веские причины. Вы говорили про западных поставщиков, что «они умеют» - а есть ли подобные производители в России?

 - Давайте не буду делать ни рекламу, ни антирекламу нашим коллегам. Скажем так – среди российских производителей есть достойные компании, но даже им есть над чем работать. Наша задача, которую мы пока успешно решаем – конкурировать в части качества и ассортимента не с ними, а именно с западными поставщиками, при этом выигрывая у последних по скорости доставки и ценам. У нас уже сейчас более 150 000 растений, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

 

Что вы можете посоветовать другим предпринимателям, которые хотят заняться производством в России?

 - Трезво оценивать свои силы и риски. Как показывает практика, иногда сложности поджидают в самых невероятных местах, а риски, когда капитальные вложения уже сделаны – гораздо выше, чем в сфере услуг. Но самое главное – делать то, что считаете правильным и создавать что-то полезное, а не только зарабатывать деньги.

Благодарим за интервью, желаем вам и вашему бизнесу успехов!

 

Фото: T&M design studio

Подписывайтесь на наш Дзен-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!