Вопрос кадрового пополнения никуда не делся и по сей день. Недавно Минобороны РФ и лично Владимир Путин приняли решение об удвоении разовых выплат тем, кто заключил контракт на участие в боевых действиях в зоне СВО.
Министр прислушивается к солдатам
Существует мнение, что это стало следствием несколькомесячной работы нового министра обороны Андрея Белоусова. Мы не просто так писали о том, что Путин внедрил «аудитора» в оборонное ведомство. Видимо, работа дала результат и Белоусову удалось не только вскрыть неприглядные связи и процессы, но и изыскать резервы для повышения выплат.
Военные телеграм-каналы сообщают, что Андрей Белоусов регулярно общается с бойцами на передовой, знает подлинное положение дел на фронте, нужды воюющих. Потому он прекрасно знает о возможной нехватке людей на некоторых участках или подразделениях.
Белоусов на встрече с военкорами
И пытается быстро решить такие вопросы. Это уже стало определённым шоком для тех, кто сражается: впервые начальство не только требует, но и откликается на просьбы.
«Он постоянно шерстит коридоры здания на Фрунзенской набережной, приводя военное ведомство в нормальное состояние», - заявляют в ТГ-канале «Два майора».
При этом, сложилась своего рода фигура умолчания. Выплаты увеличили, однако сейчас следует сделать вывод определенного рода. Ведь рост выплат призван увеличить число заключающих контракты. А это в свою очередь должно способствовать притоку новых кадров на театр военных действий на Украине.
Минобороны серьезно работает и над повышением эффективности, и над набором новых бойцов
Эти меры, опять же должны помочь обойтись без «второй волны» мобилизации граждан. Конфликт затянулся, это признают все, и нужно работать над пополнением рядов.
«Мало кто осознает, что повышение выплат призвано избежать очередной мобилизации. Война продолжает носить «полународный характер», - подчёркивают всё те же «Два майора».
Мобилизация не нужна?
Владимир Путин в своё время также не раз поднимал эту тему и пояснял, что мобилизация не нужна. Так, в июне, в ходе ПМЭФ он указывал, что для быстрого достижения целей СВО нынешнего контингента не хватает. Однако Россия придерживается тактики выдавливания противника, а не «шквального» похода.
«Потому у нас и нет никакой нужды проводить мобилизацию», - заметил тогда не в первый раз Путин.
Он был в общем и целом прав. Тем более, что частичная мобилизация осенью 2022 года действительна была шоком и для общества, и для государственного организма. Случись её провести сейчас – она прошла бы куда спокойнее, но государство приняло определённое решение.
Помимо такого направления работы решается и другой вопрос. Минобороны раздумывает о том, как массово привлечь мигрантов на фронт. Это тема не такая бесспорная, как вышеописанная. Но сначала о фактах.
В июне глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, говоря о необходимости принятия законов, ужесточающих положение мигрантов, заметил, что им удалось выявить и можно сказать, отловить весьма специфическую группу наших сограждан. Эти люди совсем недавно получили паспорта России, пользуясь ультралиберальными нашими подходами.
Бастрыкин доложил об итогах «отлова»
Однако они не пожелали почему-то стать на воинский учёт. Таких на конец июня Бастрыкин и его ведомство «наловили» до 30 тыс. человек. И около 10 тысяч бывших мигрантов, большей частью из стран Средней Азии уже отправили в зону СВО.
«Эти товарищи нужны там, чтобы рыть окопы и строить укрепления», - заявил тогда глава СК РФ.
В общем-то, нет сомнений, что такие «граждане» «привлекаются». Речь об этом в пабликах и каналах идёт с первых месяцев СВО. Дискуссия о том, нужны ли выходцы из Средней Азии на фронте довольно неоднозначна. С одной стороны, они и впрямь помогают заткнуть какие-то дыры на передовой. Некоторые поддерживают такой подход:
Бастрыкин доложил о том, что делают мигранты на фронте
«Верно! Чтобы заслужить наш паспорт, нужно доказать это потом и кровью!» - такие комментарии легко можно увидеть в интернете.
Спросите у албанцев
Но есть и противоположная точка зрения. Этнонациональная политика в России и так не без проблем и только в годы СВО государство наконец-то принялось за неё всерьез. Вот о чем написал один из авторов русского национал-патриотического ТГ-канала «Правый курс» ещё в 2022 году:
«Я против привлечения мигрантов на СВО. Если кто-то за какую-то землю проливает свою кровь, это автоматически значит, что он на эту землю получает права».
И ведь совсем не сложно представить, как какой-нибудь выходец из Средней Азии, живущий в третьем поколении в Рязани или том же Белгороде однажды потребует себе сначала культурной, а потом и политической автономии:
«Это моя земля! Мой дед её завоевал в 202... году!», - или, как говорится, спросите у албанцев в Косово.
«Эй, слюшай, когда там уже Москву к Бишкеку присоединят, да?»
Потому, привлечение мигрантов на фронт – мера понятная, вынужденная; и она должна в идеале стать мерой ограниченной. Даже тот же Бастрыкин замечал в ходе того же разговора на юрфоруме в Петербурге в июне:
«Мы нашли способ, чтобы мигранты начали от нас уезжать», - этим способом и стала постановка мигрантов на учёт в военкоматах.
Многие коренные россияне сомневаются в возможной лояльности таких «ополченцев». У многих на памяти инцидент с мобилизованными таджиками на полигоне в Белгородской области в октябре 2022 года.
«А не перейдут ли они на службу врагу?», - задаются вопросом в соцсетях граждане.
Есть и те, кто пытаются прогнозировать:
«Ну, мобилизовали «незаменимого специалиста», дальше кто-то из них пройдет обучение по президентской программе... И будут у нас во власти «только для своих «Хрущевы». Если ты изначально не патриот, нет у тебя ценностей страны, кто он будет в аппарате власти? Вы открываете ящик Пандоры», - замечает другая пользовательница.
Страна и армия для себя
Пока что мигрант в армии – это либо для отпугивания экстремистов, жаждущих получить паспорт России, либо в наказание за уголовщину и иные грехи, либо откровенно частный случай.
А если мы ходим радикально изменить миграционную политику, то следует менять прежде всего подходы. И приглашать в страну не «трудяг» с рынков и овощебаз, а действительно ценных специалистов из хотя бы отдалённо культурно родственных стран.
России нужно научиться жить для себя - это главный вызов нынешних дней
Но вообще, нужно нам всем строить страну, привлекательную прежде всего для нас самих, для того чтобы коренные россияне не боялись здесь жить и строить будущее, рожать детей. Вот это действительно нетривиальная задача. Россия решает её, но сделать предстоит ещё очень многое.
Некоторые наши «новые сограждане» действительно могут стать неплохими патриотами России. Но всё же не стоит забывать, что большинство сюда едут прежде всего за деньгами.