В России зафиксирован рост интереса к франшизам. Тенденция была отмечена в 2022 году.
Согласно исследованию franshiza.ru, в прошлом году интерес к франшизам в стране увеличился на 67%. Такой формат становится всё более популярным вариантом для молодых предпринимателей без опыта, чтобы построить первый бизнес с поддержкой известного бренда. Редакция RuNews24 попросила директора по франчайзингу и развитию XFIT Ирину Троска рассказать о нюансах такого вложения средств.
При выборе франшизы стоит обращать внимание на три вещи: требования франчайзера, располагаемый объем средств и предпочтения самого предпринимателя. Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
Некоторые владельцы франшиз, например, медицинские центры или крупные сети фастфуда, могут предъявлять специальные требования к новым партнерам — от профильного образования до обязательного опыта запуска предыдущих бизнесов в той же категории. Такие требования становятся барьерами для молодых предпринимателей, и большинство таких вариантов отметается еще на этапе поиска.
Количество располагаемых средств влияет не только на масштаб бизнеса (например, открыть пункт выдачи заказов стоит гораздо дешевле, чем полноценный ресторан или фитнес-клуб), но и на включенность предпринимателя в процессы. Так, бизнес-модель многих дешевых франшиз предполагает скорее формат самозанятости, чем пассивные инвестиции. При небольших вложениях и обороте нанять управляющего может быть не по карману, поэтому сам владелец бизнеса должен брать на себя эту роль. С порога в 5 млн рублей начинаются франшизы совсем другого качества, где операционной деятельностью может заниматься специально нанятый человек.
Именно для дешевых франшиз критически важна предрасположенность предпринимателя к той или иной деятельности. Например, при вложениях в 2—3 млн рублей в бэби-клуб или центр логопедии самому предпринимателю придется иметь дело с детьми и их родителями: взаимодействовать с маленькими посетителями, консультировать их мам, пап и родственников, отвечать на вопросы, решать спорные ситуации. И чтобы быстро не выгореть, человек должен действительно любить детей.
Когда выбрано конкретное направление бизнеса, нужно определиться с франчайзером. Вот, на что советует обращать внимание Ирина Троска:
«В первую очередь обращайте внимание на кейсы. Сильный и опытный франчайзер имеет за плечами десятки похожих запусков и может в нюансах объяснить, почему в том или ином случае проект заработал как надо, а где были допущены ошибки. Этот опыт — самое ценное, что может дать франчайзер молодому предпринимателю. Также обратите внимание на то, что вы получаете при приобретении франшизы. Например, в XFIT помимо известного имени и логотипа франчайзи получают доступ ко всем цифровым продуктам и образовательным программам бренда, работают по бизнес-модели с точным треком развития. И последний момент, с которым часто бывают сложности у начинающих, — поиск локации. Хороший франчайзер помагает найти место, где бизнес сможет развиваться максимально эффективен, а также проводит переговоры с собственником помещения и контролирует все этапы согласования».