Эксперты исследовательского холдинга «Ромир» описали стратегии жителей РФ на фоне волатильности курса рубля и санкционного давления.
По данным РБК, специалисты проанализировали потребительское поведение граждан РФ после введения Западом санкций и разделили россиян на пять групп: «аскеты», «инвесторы», «стратеги», «паникеры» и «рационалисты».
Социологи выяснили, что по состоянию на 3 апреля указанные стратегии потребительского поведения использовались почти одинаковым числом жителей России, но доля «стратегов» чуть превалировала (23%) над остальными категориями (17–21%).
В холдинге «Ромир» отметили, что для «стратегов» характерно повышение трат на товары, не относящимся к товарам первой необходимости и базовым продуктам питания. Чаще всего они больше тратят на алкоголь, пищевые добавки и витамины, бытовую технику, смартфоны, ремонт авто, салоны красоты, ювелирные изделия, отдых и развлечения. Все указанные товары могут в будущем подорожать, уточнили эксперты.
«Аскеты» (21% опрошенных), в свою очередь, экономят на всем, кроме еды. Среди них больше, чем в других категориях, доля людей в возрасте 18–24 лет.
«Инвесторы» (17%) повысили расходы на ремонт автомобиля и страхование. «Паникеры» (18%) закупились впрок товарами первой необходимости: кофе, сладости, деликатесы, косметика, средства личной гигиены и корма для животных.
«Рационалисты» (21%) же не повышали трат ни на одну их категорий товаров. Отмечается, что в начале марта «рационалистов» было больше всего — 27%.
Социологи добавили, что жители РФ в первую очередь готовы отказаться от ювелирных изделий, недвижимости и систем нагревания табака и вейпов. Однако не готовы отказываться от продуктов питания, фруктов и лекарств.
Согласно исследованию, в начале апреля граждане России больше тратились на продукты, лекарственные препараты и непродовольственные товары. Около 30% опрошенных уменьшили расходы на одежду, обувь и сладости.