Американские ученые установили, что младенцы уже в возрасте 10 месяцев понимают, что для получения необходимого результата, для достижения конкретной цели необходимо тратить определенные усилия.
Чтобы получить то, что мы хотим, в жизни приходится прикладывать немало усилий. На этом построена экономическая модель общества. Принимая решение о важности цели, мы исходим из баланса вознаграждения и усилий, которые необходимо потратить.
Оценка усилий и вознаграждения зависит от ситуации и человека. Для достижения одной и той же цели разным людям приходится решать разные проблемы. Новое исследование ученых говорит о том, что мы начинаем понимать эти истины еще до того, как начинаем ходить.
Психологи решили узнать, в каком возрасте люди начинают понимать ценность потраченных усилий и важность цели. Рождаемся ли мы с этим или понимание приходит с жизненным опытом.
Для эксперимента ученые разработали специальное видео, в котором персонажи (которые выглядели как крошечные капли) пытаются достичь различных целей, прыгая на блоки различной высоты. Некоторые персонажи принимали рискованные решения, а другие выбирали более безопасный маршрут. Видео показали 10-месячным детям и оказалось, что 80% из них уделяли особое внимание персонажам, совершавшим опасные маневры и направлявшимся к объектам, к которым ранее добирались более простым маршрутом. Малыши оказались удивлены такими изменениями приоритетов.
Психологи сделали вывод, что дети в 10-месячном возрасте уже понимают, что некоторые люди уделяют больше внимания определенным целям, чем другие, и что это зависит от риска, связанного с достижением этой цели.
«Если ребенок смотрит на вас в тот момент, когда вы пытаетесь настроить свою кофеварку утром, не волнуйтесь - они все понимают. Они осознают, что вам нужно решить проблему, чтобы получить чашку кофе и, вероятно, другому члену семьи, это менее важно и интересно», – отмечают исследователи.
По словам ученых, младенцы способны воспринять усилия и вознаграждение как взаимосвязанные абстрактные переменные, которые можно применить к широкому спектру событий. «Они не просто видят желаемый объект, они ожидают, что его ценность изменится на основе индивидуальных целей и ожиданий», – добавляют организаторы эксперимента.
Теперь исследователи хотят выяснить, приходит ли детям понимание с опытом, или люди уже рождаются с ним. «Мы только начинаем оценивать познавательную способность младенцев и требуется больше времени, чтобы установить их более полно. Точно можно сказать одно, что наше желание понять действия других возникает гораздо раньше, чем мы думали ранее», – подытожили ученые.
Ранее американские ученые в ходе другого эксперимента установили, что младенцы начинают понимать значение слово, задолго до того, как начинают ходить. ««Относитесь к своему ребенку как к полноценному собеседнику. Обучение начинается не в первый день учебы, а в первый день жизни», – попросили родителей они.
Фото: IgorTishenko / Depositphotos