Младенцы начинают изучать слова и их значение задолго до того, как начинают говорить. Американские ученые предприняли попытку приблизиться к понимаю, каким образом малыши это делают.
Как отмечает доктор Элика Бергельсон из Университета Дьюка, правильное словообразование требует установления связей между речью и окружающим миром и изучения того, как разные слова относятся друг к другу. «Я думаю, прежде чем выяснять, как улучшить развитие словарного запаса, нам нужно лучше понять, как это происходит», – подчеркнула Бергельсон.
Вместе со своей командой Бергельсон изучала поведение 6-месячных младенцев, желая узнать, понимают ли дети эти связи, или просто запоминают слова по отдельности.
Исследователи показывали младенцам разные картинки, на которых парами были расположены разные объекты. На одних картинках объекты были связаны между собой (например, автомобиль и коляска – средства передвижения), на других объекты не имели между собой никакой связи (книга и мяч, например). Затем название одного из двух предметов проговаривалось вслух, и дети должны были найти и выбрать этот предмет.
Во время эксперимента ученые с помощью специальных приборов отслеживали движение глаз детей. Они предположили, что младенцы должны уделить особое внимание тем картинкам, на которых предметы тематически связаны между собой. Однако оказалось, что большинство детей правильно выбрали названный объект, который на картинках располагался рядом с «чужеродным» объектом.
По мнению авторов исследования, младенцы достаточно точно понимают значение слова, чтобы определить его отдельно от связанного объекта и наверняка уже могут отделять объекты одной категории.
Кроме того, ученые изучили домашние видеозаписи, придя к выводу, что младенцы лучше учатся понимать слова, когда они видят используемые объекты. Например, когда им показывают ложку и говорят: «вот это ложка». В случае, если ребенку скажут: «сейчас пойдем на кухню и будем есть ложкой», запомнить слово и выстроить связь между предметом и его названием младенцу будет сложнее.
«Относитесь к своему ребенку как к полноценному собеседнику. Дети слушают и узнают о словах и окружающем их мире, прежде чем они начинают говорить сами. Обучение начинается не в первый день учебы, а в первый день жизни», – добавляют авторы исследования, обращаясь к родителям.
Фото: из открытых источников