Недвижимость06.02.2024 - 10:48

Акт приема-передачи квартиры: зачем он нужен и как его составить

Во время продажи, дарения или сдачи недвижимости в обязательном порядке подписывают акт приема-передачи квартиры. Этот документ может сыграть решающую роль в спорных моментах.

Фото: Shutterstock

Что это такое?

Акт приема-передачи квартиры – это документ, который подтверждает получение жилья покупателем и выполнение всех обязательств продавцом, которые до этого перечислили в договоре о покупке или продаже. 

 

Зачем он нужен и когда?

Акт приема-передачи необходим в следующих ситуациях:

  • Продажа или покупка квартиры. Документ подписывают, когда жилье проверили и передали права собственности, а также ключи. Он указывает, что принимающая сторона согласна с текущим состоянием недвижимости, а продавец полностью освободил ее, вывез вещи. 
  • Аренда. Договор фиксирует текущее состояние квартиры и то, что ее передают в пользование другому человеку на определенный период. Обязательно указывают наличие техники и мебели, их состояние и исправность. Дополнительно делают фотографии и прикладывают их к акту.
  • Дарение недвижимости. Оформление акта не обязательно. Но акт фиксирует состояние квартиры и указывает, что принимающая сторона с ним согласна. 
  • От застройщика. Например, при покупке новостройки в Видном акт фиксирует, что дом ввели в эксплуатацию, а недвижимость передали дольщику. Подписывают договор после осмотра квартиры

Акт приема-передачи указывает, что принимающая сторона получает недвижимость в том виде, в котором она есть. При подписании этого документа покупатель заявляет, что жилье находится в состоянии, о котором он был проинформирован. Если же есть дефекты, то обязательно прописывается, кто отвечает за их устранение – сам покупатель или продавец. Последний может решить проблему самостоятельно или просто возместить убытки.

 

Правила составления

Акт приема-передачи квартиры имеет фиксированную форму. В документе указывают:

  • дату, время и место составления
  • ФИО, паспортные данные двух сторон сделки; 
  • адрес недвижимости;
  • наличие или отсутствие претензии к состоянию жилья. 

Это актуально и для новостройки, и для вторички. Но есть небольшие отличия. В случае с первичной недвижимостью нужно подготовить три экземпляра документа: для застройщика, дольщика и Росреестра. При оформлении акта для вторички перечисляют показания приборов расхода электричества и воды, а также наличие техники и мебели, которая остается в квартире. 

Если же вдруг у жилья есть недостатки, то можно не подписывать документ, пока продавец их не устранит. Также можно поставить подпись, но с условием, что жилье будет избавлено от дефектов в указанные сроки.

 

Когда и где необходимо подписывать документ передачи квартиры

Акт приема-передачи предлагают подписать, когда продавец освободил жилплощадь и передал ключи. Делать это следует в жилье, которое является предметом сделки. Так покупатель обезопасит себя и убедится, что получает недвижимость именно в таком состоянии, которое было указано при подписании договора о купле-продаже.

 

Когда важно освободить квартиру

Эти временные рамки указывает продавец в договоре купли-продажи, но иногда их отражают, когда подписывают акт передачи. Тогда вы автоматически соглашаетесь со сроками. 

Специалисты m2.ru рекомендуют не ставить свою подпись на акте приема-передачи, пока бывший владелец не заберет свое имущество и не отдаст вам ключи. Так у вас будет шанс расторгнуть сделку, если появились проблемы с освобождением недвижимости. 

 

Реклама. Рекламодатель: ООО «Экосистема недвижимости М2». ERID: 2SDnjevP8U8

 

Реклама