Губернатор Омской области Александр Бурков рассказал о принципах формирования новой команды регионального правительства. Руководитель намерен запустить социальные лифты в системе государственного и муниципального управления, а также усилить общественный контроль.
Александр Леонидович, через три месяца после победы на сентябрьских выборах губернатора Омской области сформирована новая команда регионального правительства. Будет ли меняться структура кабинета министров?
Новая структура правительства Омской области формировалась исходя из задач, которые поставил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Это национальные проекты, которые отмечены в указе главы государства № 204. Также мы понимаем приоритеты развития нашего Омского региона.
Обратите внимание, что у нас с семи до двух сократилось количество заместителей председателя правительства, которые работают на освобожденной основе. Это первый заместитель губернатора Валерий Петрович Бойко, исполняющий обязанности главы региона в его отсутствие, и заместитель губернатора Дмитрий Владимирович Ушаков, курирующий финансово-экономический блок. Все остальные зампреды также являются министрами.
Будут ли вице-губернаторам с министерским портфелем платить две зарплаты?
Сразу поясню, зарплата будет у них одна. Платится зарплата заместителя председателя правительства. Зарплаты министра не будет.
В новой структуре областного правительства будет место большим министерствам?
Мы решили уйти от создания суперминистерств. Тогда размывается ответственность. Вы знаете, что у нас министерство строительство было такой крупной структурой. Через три месяца мы его реорганизуем в два министерства. Из минстроя отдельно мы выводим вопросы энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Две проблемные позиции, где нужен принципиальный и точечный подход. Ответственность официальных лиц должна быть конкретной. Также в министерство строительства перейдет транспорт и вся дорожная инфраструктура. Аналогична практика сложилась в правительстве России. Так легче будет работать с вышестоящей структурой.
Министерство промышленности наделим полномочиями не только по инновационным, но и цифровым технологиям. Самое главное, что ведомство займется академической и прикладной наукой. До этого в правительстве Омской области этим никто не занимался. Имеющийся потенциал надо использовать. Передовые разработки необходимо внедрять в реальный сектор экономики.
Что будет с главными управлениями внутренней политики и информационной политики?
Из них будет создано отдельное министерство, которое возглавит заместитель председателя правительства Михаил Михайлович Каракоз. Кстати, из главного управления региональной безопасности мы создадим профильное министерство с более широким функционалом. Там будут не только вопросы гражданской обороны и ЧС, но и профилактика борьбы с экстремизмом и терроризмом. Ключевым будет вопрос безопасности наших детей в медицинских и образовательных учреждениях. К сожалению, раньше не так внимательно подходили к решению этих вопросов. Сейчас будет более системный подход.
Обратите внимание, что сокращается число органов исполнительной власти и количество сотрудников. Объединение и оптимизация структуры даст экономию бюджетных средств.
Будет ли учитываться опыт глав районов?
У нас заработал механизм перемещения руководителей районов по горизонтали. У нас в Москаленский район ушел работать временно исполняющим обязанности главы района первый заместитель главы Калачинского района. Еще в трех районах у нас избраны главы. В дальнейшем посмотрим, чтобы заместители главы переходили на должность руководителя администрации в тот или иной район. Предстоит восстановить систему подготовки кадров как для глав районов, так и для областных министерств. В системе государственно-муниципального управления социальные лифты будут созданы. Тема получит продолжение.
Как я и говорил ранее, опора прежде всего на местные кадры. Все, кто вошел в состав правительства Омской области, работали здесь и раньше. Были проведены обсуждения с профессиональным сообществом и общественниками. Все те, кто назначен, выходцы из данной среды. За четырнадцать месяцев они сумели показать себя в деле. Скажем так, были мной проверены. Их профессиональный уровень подтвержден.
На новые министерства еще будем искать руководителей. Также в министерстве имущественных отношений пока работает исполняющий обязанности министра.
На выборах в сентябре вас поддержали три партии – «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ. Стоит ли ожидать появления в правительстве Омской области кандидатов от оппозиционных партий?
Еще не вечер, конечно, все возможно. В правительство представителей различных политических партий я зову с первого дня работы. Мы рассматривали различные варианты. В том числе и с заместителями и главами районов. Пока они реализованы не были.
В чем задумка создания отдельных министерств по энергетике и ЖКХ и по строительству и транспорту?
По энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству у нас колоссальный блок вопросов. Необходимо начинать с аудита, в каком состоянии находятся объекты. Мы имеем ряд мазутных котельных, а это очень затратный вид топлива. В районах есть котельные предприятий, которые загружены на 20-30 %. Надо понимать, кого, где и чем мы будем отапливать. Предстоит восстановить систему жилищно-коммунального хозяйства. Все вопросы развития сегодня завязаны на энергетику. От этого никуда не денешься.
Столкнулись с некой разбалансировкой, потому что дорожным строительством и установкой знаков и светофоров занимались разные люди. Одни не могли работать без других. На федеральном уровне это, кстати, единый кулак. Это министерство транспорта. Вот и мы добавили транспорт к строительству. За неполный год работы руководитель направления Антон Заев смог детально разобраться в вопросах дорожного строительства. Вводятся меры весового контроля. И, обратите внимание, в этом году все средства дорожного фонда израсходованы. Есть только экономия по торгам.
В чем причина ухода прежних вице-губернаторов?
Не по-человечески обсуждать ушедших. Давайте, лучше говорить о новой команде, о будущем. Надо обсуждать то, что ждет нашу область и с кем предстоит работать.
Правительство Омской области покинул вице-губернатор Игорь Бондарев, который занимался взаимодействием региональной власти с силовыми структурами. Кто теперь займется этими вопросами?
Этим займется новый министр региональной безопасности. Думаю, что здесь министерство с этим объемом работы справится. Оперативной работой будут заниматься правоохранительные органы. На то и щука, чтобы карась не дремал. Если кто-то виноват, то он ответит по закону. Тут не вопрос с количество прикомандированных сотрудников. Представители ФСБ в правительстве еще остались. Есть и работа с гостайной, секретностью и обороноспособностью.
Какими вопросами кроме внутренней политики будет заниматься вице-губернатор Михаил Каракоз?
Ранее куратор внутриполитического блока занимался еще и вопросами образования, культуры и спорта. Сейчас эти направления отошли к заместителю председателя правительства Татьяне Васильевне Дерновой. У Михаила Михайловича Каракоза остаются вопросы внутренней и информационной политики, а также работа с органами местного самоуправления. Добавим к этому административную реформу.
Можно ли назвать эффективной практику с приглашением на руководящие посты кадров из других районов?
- Это была моя инициатива. Считаю это эффективным, потому что мы должны использовать знания уже готовых специалистов. Они едут из одного района в другой с колоссальным опытом. Такие специалисты равноудалены от всех местных кланов. Такие главы начинают с чистого листа и проводят политику решений правительства Омской области. Думаю, что это будет полезно, а то у нас люди по 10-15 лет в заместителях сидят. Свои знания и видения надо применять. Ротация должна быть не только по горизонтали, но и по вертикали. Те же главы районов должны идти дальше в государственные и федеральные органы власти.
Как будет работать система подготовки кадров?
Прежде всего, людей надо учить. Должна быть площадка для обмена знаниями и опытом руководителей. Кадровый подбор должен идти в динамике. Не надо думать, что сформировали резерв и все. Сложный вопрос с ротацией – как часто ее надо проводить. Михаилу Михайловичу Каракозу уже дано поручение разработать программу кадровой политики. Процесс мы начнем со следующего года. Будем брать специалистов с конкретным производственным опытом.
Какой научный потенциал вы видите в Омской области?
В отличие от Новосибирска у нас есть прикладная наука. Мы это видим на ПО «Иртыш», «Омсктехуглероде» и других предприятиях. Высокие научные показатели достигнуты в сфере нефтехимии и приборостроении. К сожалению, зачастую наука у нас даже не подключена к созданию региональных программ. . Ученые должны здесь высказывать свое мнение.
Как вы будете искать руководителей новых министерств?
Думаю, что назначения состоятся в апреле. Не раньше. Мы уже проводили открытие конкурсы и оставались на несколько месяцев без кандидатов. Смотрим собственные внутренние ресурсы. Кто из заместителей министров и начальников управлений мог бы возглавить то или иное ведомство. К весне определимся.
Тогда же примете решение по министерству имущественных отношений?
Там сейчас есть исполняющий обязанности министра Евгений Козлов. Если он себя покажет, то будем его назначать. Если нет, то примем новое кадровое решение.
При подборе кадров, главное – не навредить. Когда машешь шашкой, можно остановить целую отрасль. Сбоев не должно быть. Когда принимаются кадровые решения, то мы понимаем, как быстро руководитель адоптируется в той или иной сфере. Так было при назначении министра здравоохранения. Человек недавно пришел в чиновники, и помнит еще, что такое земля. Ответственность перед людьми надо нести.
Как руководитель региона, я всегда открыт. Приходите и говорите о существующих проблемах. Зачастую многие вопросы решаются после вмешательства членов правительства, когда те об этом узнают. В течение года в самых разных сферах мы развиваем общественный контроль. Граждане могут поправить государственных деятелей, которые могут допускать те или иные просчеты.
Фото: из открытых источников