Правительство Омской области ведёт активную работу по формированию бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. Уже в октябре проект главного финансового документа региона будет представлен областному парламенту. Министр финансов региона Вадим Чеченко рассказал о задачах на новый бюджетный цикл, о ходе исполнения бюджета 2018 года и о том, на что нацелена сегодня долговая политика Омской области.
– Вадим Александрович, в начале сентября вы приняли участие в Московском финансовом форуме. Какие темы, которые касаются Омской области, обсуждались в столице?
– В первую очередь речь шла о вопросах, возникающих в связи с исполнением нового майского указа президента. Могу сказать, что регионы задавали достаточно острые вопросы, в том числе всех волновало, как будет обеспечено финансирование новых национальных проектов. Сегодняшняя сбалансированность региональных бюджетов не позволяет значительные средства отвлекать на эти цели, и на федеральном уровне предлагались разные варианты по источникам финансирования нацпроектов. В конечном счете принято решение пойти по пути максимального субсидирования со стороны федерации. У регионов будет минимальная доля софинансирования. Для Омской области она составит всего 2 %.
Губернатором Омской области Александром Бурковым перед региональным правительством поставлена задача по максимуму встроиться в реализацию национальных проектов. Считаю, что при такой доле софинансирования – 2% – все начинания в рамках нацпроектов регион поддержать сможет. В общей сложности за шесть лет на нацпроекты в стране планируется выделить 8 трлн рублей. Важный момент, что это дополнительные средства к тем субсидиям, которые уже получают субъекты.
– То есть в этот раз к финансовому обеспечению майского указа подошли более ответственно?
– Думаю, да. Исполнение этого майского указа главы государства, как я понял, будет и контролироваться внимательней, хотя и по прежним майским указам, которые касались зарплат бюджетников, федерация действия регионов все время отслеживала. Прозвучало даже, что разрабатываются специальные программные продукты для контроля над исполнением нового указа, ситуацию на местах Правительство РФ сможет проверять онлайн.
– В 2018 году благодаря работе Александра Буркова по отстаиванию интересов региона Омская область получила более 15 млрд рублей дотаций. В новом году регион сможет претендовать на такой же объем поддержки?
– Задача по привлечению максимально возможного объема нецелевой финансовой поддержки губернатором перед правительством поставлена. При формировании бюджета на 2018 год Омская область смогла доказать объективную потребность в дотациях, и вкупе с настойчивостью Александра Леонидовича это позволило получить беспрецедентный объем поддержки. Свою позицию региону вновь предстоит отстаивать и при формировании бюджета на 2019 год.
– Бурков обратил внимание, что в 2017 году в федеральный бюджет пришлось вернуть порядка 1 млрд рублей неосвоенных средств. Не придется ли возвращать деньги в этом году?
– Раньше нормативно-правовая база в части возврата неосвоенных средств была более либеральной. Сейчас федерацией ужесточены правила использования субсидий. Конечно, ненормальной была ситуация, когда речь шла о неосвоении миллиардов рублей. Но отчасти на это влияли и объективные причины: ужесточение законодательства при размещении заказа, необходимость внесения многочисленных изменений в нормативную базу, в госпрограммы, в бюджет, ведь на все эти процедуры уходит много времени. Еще одна проблема заключалась в том, что деньги из федерации приходили поздно, но сейчас она уже решена. Так, уже в январе мы видим распределение средств по регионам. Могу сказать, что по этому году остатки будут разумными.
– Получается ли у Омской области сейчас сдерживать рост госдолга?
– Ключевой показатель для нас – это даже не размер госдолга, а уровень долговой нагрузки, то есть соотношение объема госдолга и объема налоговых и неналоговых доходов региона. Даже если госдолг не сокращается, но есть положительная динамика по доходам, то долговая нагрузка снижается. Мы сейчас достаточно уверенно идем по пути снижения долговой нагрузки. В бюджетном послании на 2018 год губернатор поставил цель: снижать долговую нагрузку на 2–3% ежегодно. Работаем над этим, с поставленными задачами справимся.
– А на уплату процентов по кредитам много средств уходит?
– Региональный минфин делает все возможное, чтобы сэкономить на обслуживании госдолга. В 2018 году расходы на эти цели составят около 1,8 млрд рублей, тогда как еще в 2016 году эта цифра превышала 2 млрд рублей. Ближайшими изменениями в бюджет текущего года мы сократим расходы на обслуживание госдолга сразу на 127 миллионов рублей.
–За счет каких инструментов вам удается добиваться такой экономии?
– Во-первых, напомню, мы перешли на работу по пассивным счетам, то есть на финансирование под потребность. Если раньше на счетах наших казенных учреждений могло скапливаться до 2-3 млрд рублей, то сейчас остатки на счетах сводятся к минимуму практически в ежедневном режиме, и они сразу же направляются на временное гашение госдолга. Как только средства учреждениям понадобились, снова обращаемся в банк. Другими словами, не даем деньгам лежать без дела, и только это позволяет экономить в год на процентах до 200-300 млн рублей. Банки нормально на это реагируют, они сами живут по такому принципу: деньги должны работать.
Во-вторых, в 2018 году регионом своевременно проведена большая работа по рефинансированию кредитного портфеля, мы сделали все возможное для снижения ставок по коммерческим кредитам. Большая часть новых линий открыта по ставке в 7,5% годовых, это очень хороший результат. У ряда других регионов с таким же кредитным рейтингом, как у Омской области, сегодня открыты кредитные линии под 8-8,2%, и то они радуются такому проценту.
В-третьих, активно пользуемся краткосрочными кредитами казначейства, что позволяет долю коммерческих заимствований держать на сниженном уровне.
Применение этих и других финансовых инструментов в совокупности дает достаточно серьезный результат. Так, госдолг Омской области, который по состоянию на начало года достиг 45 млрд рублей, к 1 сентября снижен до 36,8 млрд рублей, и к плановому значению вернется ближе к концу года. А это значит, что мы в результате таких управленческих действий реальные средства высвобождаем и направляем не на уплату процентов, а на исполнение социальных обязательств.
– Размещать облигации региональный Минфин в ближайшее время не планирует?
–Мы не пользовались этим инструментом уже два года, но за ситуацией на рынке ценных бумаг внимательно следим. Напомню, в 2016 году Омская область разместила облигации под 9,3%, на тот момент это была очень выгодная ставка, банковские кредиты обошлись бы нам тогда не менее чем в 10% годовых. В то же время у облигационных займов есть существенный минус: даже если у региона появится возможность выкупить ценные бумаги, сделать это будет не так-то просто. Точнее, выкупить можно что угодно, вопрос в том, по какой цене. Сейчас ситуация на фондовом рынке такова, что банковские кредиты выгоднее, они нам сейчас обходятся, повторюсь, в 7,5% годовых, а прогнозы по облигациям – 8%. Если мы решим в такой момент выпускать ценные бумаги, то элементарно не сможем обосновать эффективность принятого решения.
– Как идет исполнение бюджета текущего года?
– Стабильно. Есть снижение поступлений по налогу на прибыль, по итогам восьми месяцев 2018 года оно составило 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Но это снижение компенсируется уверенным ростом поступлений по налогу на доходы физических лиц. Такой ситуации, в которой на конец года у нас не останется средств на исполнение полномочий, мы в любом случае не допустим. На случай реализации негативного сценария у нас есть определенный запас – подушка безопасности в виде возможности увеличения дефицита без нарушения условий соглашения с Минфином РФ. Этот вариант мы применим, если не выровняются поступления по налогу на прибыль и ситуацию не удастся исправить за счет НДФЛ.
– На федеральном уровне произошел ряд изменений в налоговом законодательстве, некоторые предложения до сих пор обсуждаются. Как региональный финансовый орган к этим новшествам относится?
– Не менять систему невозможно, иначе она не будет отвечать современным реалиям. Но и резкие движения здесь совершать нельзя, нужно дать время приспособиться и субъектам налогообложения, и региональным бюджетам. Из тех решений, которые предстоят в перспективе нескольких лет, настораживают планы по ликвидации такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, причем одновременно с ослаблением контроля затрансферным ценообразованием. Последствия таких решений для большого количества регионов, в том числе для Омской области, могут быть весьма негативными. Воспользуемся тем, что время в запасе еще есть, попробуем обратить внимание федерации на наши предложения по совершенствованию механизма.
– Каковы параметры бюджета Омской области на 2019 год?
– Мы их сделаем достоянием общественности, когда представим проект бюджета в Законодательное собрание Омской области. Тот подход, который мы использовали при формировании бюджета 2018 года, показал свою эффективность, и на этот раз мы также будем формировать бюджет «слоями». Пока мы определили первый «слой» – объем собственных доходов в соответствии с прогнозами главных администраторов. Информация о том, в каком объеме получим дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, появится только в конце сентября, а новостей по дотации на сбалансированность и вовсе ждем в октябре.
– Подходы министерства финансов Омской области к организации работы как-то меняются со временем?
–Про пассивные счета я уже сказал, а еще учет мы вывели в отдельное учреждение. Постоянно находимся в процессе и поиске. Сегодня нельзя работать так же, как десять лет назад, ведь интенсивно меняется и сама финансовая система, и то, что эффективно сегодня, может оказаться бесполезным завтра.
Фото: пресс-служба правительства Омской области