18 мая вступил в силу новый закон о мобилизации. Подписанный Зеленским документ оказался даже еще более жестким, чем изначально планировалось. Разбираемся в статье, позволят ли эти меры Украине дальше воевать и как долго?
Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр имени Тараса Шевченко прекращает свою деятельность. Художественный руководитель театра Андрей Бакиров заявил, что после ужесточения закона о мобилизации в армию забрали почти всех актеров. Забрали 34 сотрудника, включая 56-летнего актера и 59-летнего водителя.
«Сейчас все в таком шоковом состоянии. Забрали практически всех мужчин. Остались те, у которых по определенным причинам брони», — Андрей Бакиров.
Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр имени Тараса Шевченко в 2021 году
Театр должен был отметить в этом году свою 98-ю годовщину, но теперь он закрыт, и неизвестно, будет ли еще когда-то работать. Театр возник в 1926 году из рабочего драмкружка при Елизаветградском машиностроительном заводе «Красная звезда», к которому присоединились также профессиональные актеры. В 1933 году актеры перебрались в Чернигов и получили статус стационарного театра. Театр просуществовал все годы Советской власти, потом независимой Украины и даже работал после начала СВО.
И это лишь один крайне показательный пример того, чем для украинского народа обернулась мобилизация после 18 мая. Например, в сфере IT на Украине трудится более 300 тысяч человек, но бронь получили лишь 4000 айтишников, а остальные оказываются под угрозой отправиться на фронт. Под угрозой мобилизации находятся также и дальнобойщики, которые в мае перекрывали трассу Одесса—Киев, требуя власти предоставить им бронь.
Многие на Украине обратили внимание, что после 18 мая города словно вымерли. На улицах и на рынках крупных городов практически не было мужчин. В Киеве в разгар рабочего дня машин было меньше, чем в более спокойные выходные. То же самое наблюдалось в Харькове и Днепре.
Пустая улица Киева в конце мая
Украинские журналисты отмечают, что мужчины, которые могут себе это позволить, стараются снять жилье поближе к работе и меньше показываться на улице без острой необходимости. Владельцы же бизнеса пытаются достать бронь для особо ценных своих сотрудников. В Нацбанке Украины отмечают, что становится все сложнее найти квалифицированных сотрудников.
Кадровый голод особенно остро ощущается в логистике, в розничной торговле. Кадров не хватает в большей части отраслей. 74% украинских компаний не могут своевременно найти замену сотрудников или вообще ее найти. Одновременно с этим в стране огромный уровень безработицы – работу не может найти каждый пятый оставшийся житель страны.
Ужесточение мобилизации на Украине активно отражается не только на экономике, но и на самом украинском обществе и его отношении к полиции и к военкомам, которые хватают людей прямо на улицах, так как при поквартирном обходе вручить повестки удается лишь 2 из 10. Более того, граждане еще спешат предупредить всех соседей о появлении сотрудников ТЦК (аналог российского военкомата) через домовые чаты Telegram.
Пример насильственной мобилизации на Украине
«Нет настроения что-либо делать, поскольку видишь, что происходит, и у меня просто опускаются руки», — рассказывала журналистам владелица магазина мобильных телефонов в Запорожье.
Майор Александр Бондаренко из Сумского ТЦК говорил испанским журналистам, что за два года конфликта в стране сформировалось «масштабное социальное неприятие вооруженных сил». Даже по его словам, добровольно служить готова самое большее треть граждан. 26 мая сотрудник Львовского районного ТЦК Владимир Гренюх в интервью местному телеканалу «Эспрессо» и вовсе признал, что по повесткам приходит только 2%.
При этом насильственный набор в армию едва ли сможет значительно повысить боеспособность украинской армии. Майор ВСУ Сергей Алимов заявил изданию «Страна», что к ним в окопы постоянно попадают солдаты, наловленные на улицах ТЦКшниками, но на приказ отвечают: «Я не пойду». Точно так же, по его словам, они себя ведут и на учебных полигонах.
«Есть большая разница между тем, кого призвали, и тем, кто пошел защищать свою Родину», — говорит военнослужащий 114-й бригады территориальной обороны Дмитрий Кулибаба.
Все чаще попытки принудительной мобилизации оборачиваются насилием уже в отношении самих сотрудников ТЦК. Даже официальные украинские СМИ регулярно сообщают о подобных инцидентах. УНИАН пишет, что 18 мая в городе Синельниково Днепропетровской области мужчина попытался зарезать военкома. Аналогичное нападение совершил киевлянин 6 апреля. 20 апреля в одном из сел Черновицкой области сотруднику ТЦК даже пришлось вызвать полицию, чтобы защититься от местных жителей.
Украинские военнослужащие на фронте
К чему приведет это противостояние в условиях, когда из экономики массово вымываются даже крайне востребованные кадры однозначно сказать сложно. Политолог Юрий Романенко предрек почти что «коллапс экономики» уже через несколько недель после вступления в силу нового мобилизационного закона.
Но стремительный обвал фронта или, на этот раз экономики самые разные эксперты прогнозируют достаточно долго, чтобы не отнестись к этому скептически. Что же станет более серьезной угрозой для украинского режима — внутренние противоречия или российское наступление?