Последние дни весь мир активно обсуждает атаку Украины по радару «Воронеж-ДМ», который отслеживал запуски баллистических ракет на расстоянии до 6000 километров. Каких действий ожидают военные эксперты и чем Россия прежде отвечала на атаки по аналогичным объектам.
24 мая появились сообщения об атаке украинских дронов по стратегическому военному объекту Российской Федерации в Армавире в Краснодарском крае. Судя по появившимся в сети кадрам, была повреждена радиолокационная станция (РЛС) поколения «Воронеж-ДМ». Эта станция была введена в строй в 2013 году и является важной компонентой в системе раннего обнаружения запущенных по территории России баллистических и крылатых ракет.
Бывший глава Роскосмоса, а ныне сенатор от Запорожской области Дмитрий Рогозин заявил, что крайне маловероятно, что такая атака могла быть совершена без санкции США, и добавил, что «Вашингтону придется ответить по полной за случившееся».
Российсая система ЗРК «Бук»
Многие военные эксперты справедливо отметили, что такой важный объект был поражен обычным дроном. Сразу несколько блогеров, изданий и экспертов обратили внимание, что подобные диверсии способны ослепить российскую систему раннего обнаружения ядерного удара. Сразу после атаки об этом сообщил сам Дмитрий Рогозин, а также блогер Сергей Колясников. На это обратили внимание также эксперты западного портала The War Zone. В военной доктрине России атаки на такие объекты названы достаточной причиной для нанесения ответного ядерного удара.
По мнению независимого норвежского военного аналитика Торда Аре Иверсена, в условиях, когда конфликт на Украине может выйти на новый уровень, то в интересах мировой стабильности лучше, чтобы такие системы обороны функционировали исправно и не подвергались атакам.
«В России есть куча целей, которые можно атаковать с помощью беспилотников. И есть горстка целей, которых следует избегать, и это одна из них», — Торд Аре Иверсен.
Военный эксперт из Осло Фабиан Хоффман отметил, что хоть с чисто военной точки зрения это большой успех, но сомневается, что будет мудро атаковать подобные объекты. В долгосрочной перспективе это может иметь крайне негативные последствия для Украины.
«Без серьезной причины атаковать их неправильно», — говорит Фабиан Хоффман.
Елена Владимировна Панина
Директор Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ), а а также член Комитета по международным делам Госдумы РФ Елена Панина заявила, что не сомневается в причастности США к этой диверсии. В качестве ответной меры она предложила начать сбивать американские дроны и самолеты над Черным морем.
«Пришла пора ронять их БПЛА над Черным морем», — ДЕЛИТСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ военкор Юрий Котенок.
Стоит отметить, что такие заявления блогеров делаются не с точки зрения реально возможных решений российского руководства, а исходя из ожиданий своей аудитории. Она хочет, чтобы блогер озвучивал определенное мнение, которое будет совпадать с уже привычной риторикой.
Российский стратегический бомбардировщик
Так как это уже не первая подобная атака, то можно убедиться, что призывы экспертов наносить мощные ответные удары остаются лишь призывами. Еще в декабре 2022 года Украина смогла дважды успешно атаковать аэродром стратегической авиации в Энгельсе в Саратовской области. В результате были повреждены стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, несущие ядерное оружие.
Тогда такие эксперты, как Константин Сивков, заявляли, что нужно немедленно нанести удары по Украине более серьезным оружием, но этого не случилось. Телеканал «Царьград», который цитировал Елену Панину, в 2022 призывал «ликвидировать» на Украине лиц, ответственных за эту атаку, и нанести наконец удар по «центру принятия решений». Но и этого тоже не произошло. Не были уничтожены даже мосты через Днепр.
В апреле 2024 года ГУР Украины взяло на себя ответственность за атаку по загоризонтному радару 29B6 «Контейнер» в Мордовии, который отвечает за обнаружение запущенных по территории России ядерных ракет. Тогда же издание mk.ru отмечало, что в соответствии с военной доктриной России эта атака подпадает под условия перехода Российской Федерации к применению ядерного оружия.
«Украина только что пересекла ядерную красную линию Путина», — написал американский портал Newsweek 17 апреля.
Российские военные учения в Белоруссии
Тем не менее, проводимые сейчас в Белоруссии военные учения с применением тактического ядерного оружия официально являются ответом на агрессивную риторику президента Франции и других западных политиков, а не реакцией на украинские диверсии на стратегических военных объектах России. Владимир Путин назвал учения «плановыми».
Можно согласиться с теми экспертами, которые считают, что радикальная эскалация конфликта и применение тактического ядерного оружия, как того требует Сергей Колясников, или ликвидация украинского руководства, о чем с 2022 года говорит «Царьград», требует в первую очередь политического решения. Само по себе нарушение «красных линий» Путина не приведет к автоматическому применению средств, которые могут быть даже недвусмысленно прописаны в военной доктрине.