После того, как в феврале 2022 года началась специальная военная операция, многие зарубежные компании поспешили прекратить всяческие бизнес-отношения на российском рынке. Повсеместно стали закрываться брендовые магазины европейских марок, торговые точки и даже производственные предприятия. Почему, спустя два года, многие пожалели об этом и просятся обратно – в нашей статье.
Только за первые три месяца СВО около 1000 международных компаний публично объявили о прекращении деятельности на российском рынке. Впрочем, не все, анонсировавшие свой уход, решились на этот шаг. По данным Financial Times, из 3700 международных компаний, работавших в России, с рынка ушли порядка 1600.
Что заставило оставшихся передумать? По мнению специалистов Киевской школы экономики, в первую очередь то, что власти создали некоторые препятствия для столь стремительного отхода. А именно – активы предлагались к продаже со скидкой в 50% бизнесу недружественных стран плюс взнос в бюджет от 10% стоимости сделки.
Не последнюю роль в принятии решения остаться стала экономическая ситуация в стране. Вопреки прогнозам мировой общественности об экономическом крахе, этого не случилось. Более того, продолжился рост ВВП, заработной платы и потребительской активности населения.
Сегодня многие западные компании хватаются за голову: бизнес в РФ продан с большими потерями, а в Европе свой рынок сбыта они не смогли найти. В первую очередь это касается крупных пивных компаний, место которых на российском рынке уже заняли отечественные производители.
Некоторые зарубежные бизнесмены осознали, чего лишились, уйдя с российского рынка
Некоторые, правда, поступили мудрее. Так, компания «PepsiCo» в марте 2022 года объявила о приостановке продажи и производства своего «флагманского» напитка в России, однако сохранила молочный бизнес.
В 2023 году одна из ее «дочек» - компания «Вимм-Билль-Данн» увеличила в России чистую прибыль в 2,6 раза по сравнению с годом предыдущим.
«Что же это за кризис такой в России, подумали в «PepsiCo», если идет такое наращивание? – задался резонным вопросом журналист и видеоблогер Анатолий Шарий. – Те, кто ушли, остались с дырой в кармане. Оставшиеся увеличили прибыль».
«Вимм-Билль-Данн» продолжает наращивать прибыль в России
Компания «Avon Products», получив предложение о продаже, решила его не принимать, объяснив свое решение тем, что она вот уже более 135 лет поддерживает женщин и детей, где бы они не находились, даже в России.
Британская транснациональная компания «Reckitt» - производитель бытовой химии и прочих потребительских товаров, заявила о передаче прав собственности еще в апреле 2022 года, но пришел новый исполнительный директор. Он заявил, что компании поставлены такие условия, что, независимо от того, останется она в России или нет, все равно будет платить налоги в бюджет РФ. И она осталась.
Весьма амбициозные планы по развитию в России и у «Raiffeisen Bank», судя по анонсу вакансий в Интернете.
Здание банка на Смоленской-Сенной площади Москвы
«Исполнительный директор компании «Mondelez», производящей снеки, кондитерские изделия, шоколад «Milka», заявил, что инвесторов не волнует с моральной точки зрения, уйдут они из РФ или нет. Если в первые недели СВО многие компании были ориентированы на уход с рынка по моральным соображениям, то сейчас у них возобладал здравый смысл.
С марта 2022 года сегмент ресейла в России увеличился с 3 до 10 раз. Данный тренд начал распространяться и на известных маркетплейсах, каталоги которых пополнились разделами с б/у товарами.
Так, уверенно данный сегмент начал развивать «Яндекс.Маркет»: на его площадках уже с весны 2022-го можно было приобрести подержанные смартфоны. Помимо этого, сервис заявил о старте продаж люксовых подержанных вещей.
Спрос, как известно, рождает предложение: пока у покупателей будет потребность в таких товарах, рынок будет расти.
В марте «Reuters» оценило потери «беглецов» с российского рынка в более чем 107 миллиардов долларов включая упущенную выгоду. Однако даже некоторые из ушедших с российского рынка международные компании умудряются поставлять туда товары.
Например, польский ритейлер массовой одежды «LPP», товары которого с российских прилавков так и не исчезли. Правда, сами поляки объясняют это тем, что реализуют товар, оставшийся с 2021 года.
Польская брендовая одежда, по-прежнему, продается в России
В текущем году из России ушел последний западный производитель автомобилей из группы «Mercedes-Benz». После этого на рынке начали активно продаваться автомобили, собранные в Китае, вследствие чего российский авторынок вновь начал расти.
В 2023 году, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, президент Владимир Путин заявил, что Россия готова вновь принять ушедшие с рынка компании, если они того пожелают.
По словам главы государства, под многими иностранными брендами уже давно продается продукция, полностью производимая на наших, отечественных, мощностях. По сути, это – российские товары с зарубежными логотипами.
Владимир Путин пригласил вернуться на российский рынок ушедшие с него зарубежные компании
«Если иностранные производители захотят вернуться на наш рынок (а такие разговоры мы слышим все чаще и чаще), мы двери ни для кого не закрываем, - подчеркнул Путин. - Конкуренции никто не боится, она, как известно, двигатель прогресса. Будем и для них создавать необходимые условия работы в России, но особенности поведения некоторых из этих партнеров на будущее, безусловно, для себя учтем».
Отказ многих бизнесменов уходить из РФ или желание вернуться обратно говорит о том, что они начали понимать политическую и экономическую ситуацию в мире, и осознали, что значит русское выражение «Держать нос по ветру». Как сказал в свое время великий полководец Суворов, чтобы ни было, а обед – по расписанию.