Лозянов Виталий Александрович. Фермер из Краснодара предлагает заработать на клубнике

Почему инвестировать в производство клубники интереснее, чем в добычу нефти.

Лозянов Виталий Александрович. Фермер из Краснодара предлагает заработать на клубнике

Глава крестьянского фермерского хозяйства под Краснодаром Лозянов Виталий Александрович решил отдать часть теплиц частным инвесторам. Вложиться предлагается в производство клубники. Сейчас этот сектор практически пустует, конкуренция слабая, а спрос растёт.

Фермер рассказал, почему россияне готовы покупать отечественные ягоды, как на рынке освободилась ниша и на какую прибыль могут рассчитывать его инвесторы.

 

Рынок увлёкся овощами. Это шанс для ягодного производства

В России под тепличным производством, как правило, подразумевают выращивание овощей. Последние годы рынок рос – сказалась поддержка государства. Агрономы получали льготные кредиты, а власти помогали субсидиями. Вопрос о том, что выращивать, на повестке не стоял, ведь урожайность тепличных овощей значительно выше, чем у ягод.

Рост сектора тепличных овощей привёл к высокой конкуренции на рынке. Вместе с ней пришла гонка оптимизаций, снижения цен и маржи.

По информации Плодоовощного союза, с 2015 по 2018 годы производство тепличных овощей выросло на 49 %. Если говорить о точных цифрах, то в 2013 году урожай составил 615 тыс. тонн, а в 2018 году – 1 млн тонн.

В Минсельхозе уверены: в 2019 году аграрии поставят новый рекорд. Ожидается производство на уровне 1,3 млн тонн овощей. Рост рынка усилил конкуренцию среди российских производителей. Спрос остаётся стабильным, а цены падают. Параллельно с этим выросли расходы на удобрения, электроэнергию и топливо.

Пока аграрии занимались овощами, рос спрос на ягоды. Больше всего потребители соскучились по садовой землянике или просто клубнике.

 

Что происходит на рынке клубники

Увлечённость овощами заметили как участники рынка, так и чиновники. В Минсельхозе развитие производства ягод в защищённом грунте назвали стратегической целью всей отрасли.

К 2022 году урожай ягод в защищённом грунте может составить 7 тыс. тонн

Урожай тепличных ягод в 2017 году составил 2 тыс. тонн. Такую оценки озвучил представитель «Росаналитики». По сравнению с миллионом тонн овощей показатель кажется несерьёзным. Однако в этом и кроется главное преимущество.

Клубника – самая популярная ягода, выращенная в теплицах. Она обеспечивает 70 % объёма производства.

Виталий Лозянов отмечает, что конкуренцию на рынке ягод сложно назвать высокой. Крупные агрохолдинги пока аккуратно перестраивают часть теплиц под ягоды, а фермерские хозяйства ищут каналы сбыта.

По оценке ГК «Финам», в России увеличился спрос на клубнику. Объём потребления за последние 5 лет вырос на 44,5 %. Это почувствовали многие аграрии.

У клубники есть все шансы стать драйвером роста новых производств. Мода на натуральные продукты только подстёгивает спрос.

 

Россияне любят отечественные ягоды

На первый взгляд, российский рынок сильно зависит от импорта. В ответ на это Виталий Лозянов замечает: 80 % импортных поставок приходится на май-июль. В остальное время на рынке доминируют российские производители.

Россияне предпочитают местные ягоды

На самом деле, импорт клубники в Россию за последние 2 года снизился практически в два раза. В 2015 году ввезли 48 тысяч тонн ягоды, а в 2016 году – 30 тысяч тонн. В последующие годы тенденция сохранилась. Российские агрономы с опаской ждали снятия эмбарго на ввоз клубники из Турции, но значительных перекосов не произошло. К тому же Россельхознадзор периодически запрещает ввоз партий турецких ягод.

Виталий Лозянов напоминает, что отличить российскую клубнику от заграничной не составит труда. Импортные ягоды твёрдых сортов. Они легче переносят транспортировку и долгое хранение. Недостаток понятен по названию – ягода твёрдая, с несильно выраженным вкусом. Российская клубника наоборот – мягкая и сочная.

Аграрии часто сами ездят на рынки, где общаются с покупателями. Люди готовы покупать отечественные ягоды. К сожалению, их не всегда можно найти. Иногда по объективным причинам, а иногда и нет. Если есть спрос, то и предложение не заставит себя долго ждать.

 

Сейчас хорошее время для старта

Возможно, лучшего времени для начала производства клубники уже не будет. Через несколько лет вхождение в бизнес потребует значительно больших вложений: конкуренция вырастет, значит усилятся вливания в маркетинг. Через 7-10 лет откроются тепличные холдинги крупных компаний и станет совсем непросто.

Чтобы удержать спрос, вкладываться в клубнику надо сегодня.

Виталий Лозянов 7 лет занимается тепличным бизнесом недалеко от Краснодара. За это время он пересмотрел форму и конструкцию теплиц, наладил отношения с поставщиками и избавился от лишних издержек. Фермер предлагает инвестировать в совместное производство клубники в защищённом грунте.

Во время работы в одной из теплиц

Виталий Лозянов – фермер, поэтому может заключить договор на производство ягоды в интересах инвестора. С точки зрения закона обязательства сторон прозрачны – ясно, сколько средств вкладывают и как делится доход.

 

Как правильно инвестировать в клубнику

Инвестиции – это вопрос прибыли и управления расходами. Виталий Лозянов заложил в стартовый взнос все необходимые траты:

  • покупку саженцев и удобрений;

  • зарплату работникам на весь сезон;

  • коммунальные платежи.

Стартовая инвестиция в производство клубники – 450 тыс. рублей за выращивание в одной теплице. Работающий комплекс, техника и соответствующее оборудование в хозяйстве есть.

Всего для частных инвесторов Виталий Лозянов выделил 10 теплиц. При желании инвестор может вложиться в производство на базе нескольких теплиц. От этого выигрывают все. Выплаты проводятся раз в сезон, то есть 31 июля и 30 декабря.

Если разложить по пунктам, получится такая схема:

1. Инвестор вкладывает 450 тыс. рублей.

2. Полученные средства идут на производство клубники.

3. Ягода продаётся по 200 рублей за килограмм. Минимальный урожай за сезон – 6 тонн клубники.

4. После реализации выручка составит минимум 1 200 000 рублей.

5. 80 % выручки достанется инвестору. В приведённом примере это 960 тыс. рублей.

Виталий Лозянов выращивает ремонтантную (осеннюю) клубнику. Такую ягоду можно собирать круглый год. Плюс на рынке цена за неё традиционно выше из-за более высоких трудозатрат при производстве. За счёт оптимизации Виталий Лозянов продаёт ягоду по привлекательной цене. Поэтому спрос на неё стабильный.

 

Лозянов Виталий Александрович о своём производстве

Фермерское хозяйство Виталия Лозянов – это участок 23 га, 26 укомплектованных теплиц общей площадью 13 тыс. м2, подведённое электро- и водоснабжение.

Так тепличный комплекс выглядит с высоты

Производство открыто для инвесторов. Заинтересованные могут приехать в любой момент и лично посмотреть участок. Теплицы оборудованы видеокамерами, следить за работами можно и дистанционно.

Результаты по производству клубники за последние годы показали ощутимый рост:

Виталий Лозянов уверен: в скором времени производством клубники будет заниматься большинство аграриев. Сейчас выгоднее вложиться в действующее хозяйство, в котором работают профессионалы с многолетним стажем и собственными технологиями. От такого сотрудничества выигрывают все.

Недавно фермер открыл специальный сайт. На нём указаны основные предложения и вся интересующая инвесторов информация.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!